BS00877A.gif (1713 bytes)BL00001A.gif (2386 bytes) Программа развития России

 

 

Программа развития образования до 2010 Часть. 1

 
                                                                    
 
 
                 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 
                                                                    
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                           
                                                                    
                     от 23 декабря 2005 г. N 803                    
                              г. Москва                             
                                                                    
                                                                    
        О Федеральной целевой программе развития образования        
                          на 2006-2010 годы                         
                                                                    
 
 
      В   целях   реализации   приоритетных   направлений   развития
 образовательной  системы  Российской  Федерации,  совершенствования
 содержания  и  технологий образования, развития системы обеспечения
 качества  образовательных услуг, повышения эффективности управления
 и  совершенствования  экономических  механизмов в сфере образования
 Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:       
      1. Утвердить   прилагаемую   Федеральную   целевую   программу
 развития образования на 2006-2010 годы.                            
      2. Министерству  экономического развития и торговли Российской
 Федерации   и   Министерству   финансов  Российской  Федерации  при
 формировании  проекта  федерального  бюджета на соответствующий год
 включать  указанную в пункте 1 настоящего постановления Программу в
 перечень  федеральных  целевых  программ, подлежащих финансированию
 за счет средств федерального бюджета.                              
      3. Рекомендовать   органам   исполнительной  власти  субъектов
 Российской  Федерации при принятии  в  2006-2010 годах региональных
 целевых   программ   развития   образования   учитывать   положения
 Программы, утвержденной настоящим постановлением.                  
                                                                    
                                                                    
      Председатель Правительства                                    
      Российской Федерации                                 М.Фрадков
      __________________________                                    
                                                                    
                                                                    
                                                                    
      УТВЕРЖДЕНА                                                    
      постановлением Правительства                                  
      Российской Федерации                                          
      от 23 декабря 2005 г.                                         
      N 803                                                         
                                                                    
                                                                    
                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА                   
               РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 годы               
                                                                    
                            П А С П О Р Т                           
         Федеральной целевой программы развития образования         
                          на 2006-2010 годы                         
                                                                    
 Наименование Программы  - Федеральная целевая   программа  развития
                           образования на 2006-2010 годы            
                                                                    
 Дата принятия решения   - распоряжение Правительства     Российской
 о разработке Программы    Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р 
                                                                    
 Государственные         - Федеральное агентство   по   образованию,
 заказчики Программы       Федеральное   агентство   по   науке    и
                           инновациям                               
                                                                    
 Государственный         - Министерство образования      и     науки
 заказчик - координатор    Российской Федерации                     
 Программы                                                          
                                                                    
 Основной разработчик    - Федеральное агентство по образованию     
 Программы                                                          
                                                                    
 Цели и задачи           - основная стратегическая цель Программы  -
 Программы                 обеспечение  условий  для  удовлетворения
                           потребностей граждан,  общества  и  рынка
                           труда  в  качественном  образовании путем
                           создания     новых      институциональных
                           механизмов    регулирования    в    сфере
                           образования,   обновления   структуры   и
                           содержания      образования,     развития
                           фундаментальности     и      практической
                           направленности образовательных программ, 
                           формирования системы         непрерывного
                           образования.                             
                           Стратегическими     задачами    Программы
                           являются:                                
                           совершенствование содержания и технологий
                           образования;                             
                           развитие системы   обеспечения   качества
                           образовательных услуг;                   
                           повышение эффективности    управления   в
                           системе образования;                     
                           совершенствование           экономических
                           механизмов в сфере образования           
                                                                    
 Важнейшие целевые       - удельный вес численности  детей  старшего
 индикаторы                дошкольного   возраста,   обучающихся   в
 и показатели              системе  предшкольного*   образования   в
 Программы                 вариативных формах                       
                                                                    
                           удельный вес  численности  учащихся  9-11
                           классов,   обучающихся   по    программам
                           предпрофильной подготовки, индивидуальным
                           учебным планам и  программам  профильного
                           обучения                                 
                                                                    
                           количество образовательных    учреждений,
                           реализующих     новые     государственные
                           образовательные      стандарты     общего
                           образования, включающие в себя требования
                           к уровню подготовки выпускников различных
                           ступеней  общего  образования  и  условия
                           осуществления             образовательной
                           деятельности                             
                                                                    
                           удельный вес   численности    школьников,
                           обучающихся   в  системе  внутришкольного
                           дополнительного образования              
                                                                    
                           удельный вес     численности     занятого
                           населения,      прошедшего      повышение
                           квалификации      и      профессиональную
                           переподготовку                           
                                                                    
                           удельный вес    численности   выпускников
                           образовательных                учреждений
                           профессионального  образования  (с учетом
                           призванных в Вооруженные Силы  Российской
                           Федерации), трудоустроившихся в течение 1
                           года                                     
                                                                    
                           удельный вес   численности    выпускников
                           учреждений профессионального образования,
                           освоивших  образовательную  программу   с
                           использованием   методов   дистанционного
                           обучения                                 
                                                                    
                           удельный вес    численности    учреждений
                           профессионального   образования,  имеющих
                           доступ    локальных    сетей     учебного
                           назначения  к  глобальным  информационным
                           ресурсам                                 
                                                                    
                           доля иностранных студентов, обучающихся в
                           российских  учреждениях профессионального
                           образования на коммерческой основе       
                                                                    
                           удельный вес    численности    российских
                           высших учебных заведений, аккредитованных
                           зарубежными аккредитационными агентствами
                                                                    
                           удельный вес  численности   молодежи   из
                           малообеспеченных   семей,  проживающей  в
                           сельских районах,  поступившей  в  высшие
                           учебные заведения                        
                                                                    
                           повышение рейтинга  России по результатам
                           международных    обследований    качества
                           образования (PISA и др.)                 
                                                                    
                           удельный вес    численности   выпускников
                           образовательных               учреждений,
                           трудоустроившихся  в  течение  1  года по
                           полученной   специальности,   от    общей
                           численности выпускников                  
                                                                    
                           рост числа     обучающихся    в    рамках
                           интегрированных*    учреждений     общего
                           образования                              
                                                                    
                           рост числа     обучающихся    в    рамках
                           интегрированных                учреждений
                           профессионального образования            
                                                                    
                           рост общего                        объема
                           научно-исследовательских           работ,
                           выполненных      в      общенациональных*
                           университетах    и     системообразующих*
                           учебных         заведениях        высшего
                           профессионального образования            
                                                                    
                           доля доходов,        получаемых        от
                           предпринимательской   и  иной  приносящей
                           доход деятельности,  в  консолидированном
                           бюджете сферы образования                
                                                                    
                           рост привлеченных    средств    в   сфере
                           образования                              
                                                                    
                           увеличение удельного   веса   численности
                           учащихся,    проходящих    обучение    по
                           программам  с   использованием   сетевого
                           подхода                                  
                                                                    
                           рост числа   автоматизированных   рабочих
                           мест,  предназначенных   для   работников
                           управления в сфере образования           
                                                                    
 Сроки и этапы           - 2006-2010 годы.                          
 реализации                На первом    этапе    (2006-2007    годы)
 Программы                 предусмотрены    работы,    связанные   с
                           разработкой моделей развития  образования
                           по отдельным направлениям, их апробацией,
                           а    также    с    началом     масштабных
                           преобразований и экспериментов.          
                           На втором    этапе    (2008-2009    годы)
                           приоритет      отдается     мероприятиям,
                           направленным  на  закупку   оборудования,
                           инвестиции   (модернизацию   материальной
                           инфраструктуры   образования   и   другие
                           высокозатратные   работы),  осуществление
                           методического,        кадрового         и
                           информационного обеспечения Программы.   
                           На третьем этапе (2010  год)  реализуются
                           мероприятия,  направленные  в основном на
                           внедрение и распространение  результатов,
                           полученных на предыдущих этапах          
                                                                    
 Объемы и источники      - общий объем  финансирования  Программы  в
 финансирования            ценах  соответствующих   лет   составляет
 Программы                 61952,35 млн. рублей, в том числе:       
                           за счет средств  федерального  бюджета  -
                           45335,02 млн. рублей;                    
                           за счет   средств   бюджетов    субъектов
                           Российской   Федерации  -  12501,74  млн.
                           рублей;                                  
                           за счет внебюджетных источников - 4115,58
                           млн. рублей                              
                                                                    
 Ожидаемые конечные      - по 60 процентам образовательных дисциплин
 результаты                будут   разработаны   и   внедрены  новые
 реализации Программы и    стандарты общего образования             
 показатели                                                         
 социально-экономической   количество программ     профессионального
 эффективности             образования,   получивших   международное
                           признание,  увеличится  в  1,3  раза   по
                           сравнению с 2005 годом                   
                                                                    
                           доля учащихся,  получающих  образование с
                           использованием информационных технологий,
                           увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2005
                           годом                                    
                                                                    
                           изменения в    системе    дополнительного
                           образования       взрослых       позволят
                           переподготовить в 1,3 раза больше граждан
                           в возрасте  25-65 лет по сравнению с 2005
                           годом                                    
                                                                    
                           прогнозируется повышение рейтинга  России
                           в  международных  обследованиях  качества
                           образования   до   уровня,    являющегося
                           средним (20-е место) для стран,  входящих
                           в       Организацию        экономического
                           сотрудничества  и развития (сейчас Россия
                           занимает 30-е место)                     
                                                                    
                           доля иностранных   учащихся   в   системе
                           среднего   и   высшего  профессионального
                           образования,  в том числе обучающихся  на
                           коммерческой основе,  увеличится с 0,9 до
                           1,6 процента                             
                                                                    
                           доля учащихся,  поступивших   в   учебные
                           заведения      среднего     и     высшего
                           профессионального     образования      по
                           результатам    единого   государственного
                           экзамена, увеличится с 40 до 90 процентов
                                                                    
                           доля учебных    заведений,    реализующих
                           программы                  двухуровневого
                           профессионального образования, увеличится
                           с 15 до 70 процентов                     
                                                                    
                           увеличится доля  средств,  поступивших от
                           коммерческих и некоммерческих организаций
                           на  финансирование  образования,  в общей
                           сумме   расходов   на   образование    по
                           сравнению с 2005 годом.                  
                                                                    
                           Будет обеспечено  выравнивание  доступа к
                           получению  качественного  образования  за
                           счет:                                    
                           распространения различных         моделей
                           образования  детей  старшего  дошкольного
                           возраста   с   целью  обеспечения  равных
                           стартовых возможностей  для  последующего
                           обучения  в начальной школе,  профильного
                           обучения;                                
                           создания общероссийской   системы  оценки
                           качества    образования     и     системы
                           непрерывного*           профессионального
                           образования;                             
                           опережающего развития    общенациональных
                           университетов и  системообразующих  вузов
                           как    центров    интеграции    науки   и
                           образования        для         подготовки
                           высокопрофессиональных кадров            
                                                                    
           1. Характеристика проблемы, на решение которой           
                        направлена Программа                        
                                                                    
     Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы   
       приоритетным задачам социально-экономического развития       
                        Российской Федерации                        
                                                                    
      Основным  условием  усиления политической и экономической роли
 России   и   повышения   благосостояния   ее   населения   является
 обеспечение   роста  конкурентоспособности  страны.  В  современном
 мире,    идущем    по   пути   глобализации,   способность   быстро
 адаптироваться  к  условиям  международной  конкуренции  становится
 важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.               
      Главное   конкурентное   преимущество   высокоразвитой  страны
 связано   с  возможностью  развития  ее  человеческого  потенциала,
 которая  во  многом  определяется  состоянием  системы образования.
 Именно  в  этой  сфере  находится  источник обеспечения устойчивого
 экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.  
      Цель   политики   модернизации   образования  в  среднесрочной
 перспективе  состоит  в обеспечении конкурентоспособности России на
 мировом  уровне.  Указанная  цель  достижима, если в ближайшие годы
 обеспечить  оптимальное  соотношение  затрат  и  качества  в сферах
 образования  и  науки.  Для  этого  необходимо  внедрить  в систему
 образования     новые    организационно-экономические    механизмы,
 обеспечивающие   эффективное  использование  имеющихся  ресурсов  и
 способствующие   привлечению   дополнительных   средств,   повысить
 качество   образования   на   основе   обновления   его  структуры,
 содержания  и  технологий  обучения,  привлечь  в сферу образования
 квалифицированных    специалистов,   повысить   его   инновационный
 потенциал и инвестиционную привлекательность.                      
      Задачи,  направленные  на  обеспечение качества, доступности и
 эффективности  образования,  определены  в  Концепции  модернизации
 российского   образования   на   период   до  2010  года  (далее  -
 Концепция).   Применительно   к   периоду  действия  Программы  они
 сводятся к следующему:                                             
      развитие современной системы непрерывного образования;        
      повышение качества профессионального образования;             
      обеспечение доступности качественного общего образования;     
      повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; 
      формирование   эффективного   рынка  образовательных  услуг  и
 переход на принципы подушевого финансирования.                     
      Решение этих задач в 2006-2010  годах  позволит  ликвидировать
 следующие проблемы:                                                
      несоответствие     действующего     законодательства     целям
 интенсивного развития системы образования;                         
      чрезмерное          государственное          регламентирование
 финансово-хозяйственной  деятельности  и трудовых отношений в сфере
 образования   при  нехватке  средств  и  недостаточной  свободе  их
 использования;                                                     
      отсутствие  формируемых  вне  системы образования требований к
 содержанию и качеству образования;                                 
      несоответствие   ресурсного   обеспечения   сферы  образования
 задачам социально-экономического развития страны.                  
      Отдельные  мероприятия,  направленные на решение этих проблем,
 реализовывались в предшествующий период.                           
      В  ходе  выполнения Федеральной программы развития образования
 в  2000-2005 годах  реализованы  мероприятия  и  проекты  в области
 модернизации  структуры  и  содержания  общего  и профессионального
 образования,  формирования общенациональной системы оценки качества
 образования,  развития материально-технической базы образовательных
 учреждений  на условиях совершенствования механизмов финансирования
 образования,    расширения    экспорта    образовательных   услуг*,
 совершенствования     институциональных    механизмов    управления
 образованием.                                                      
      Федеральная     целевая     программа     "Развитие     единой
 образовательной  информационной  среды  (2001-2005  годы)"  создала
 условия  для  поэтапного  перехода  к  новому уровню образования на
 основе  информационных  технологий  (оснащение  школ  персональными
 компьютерами,  подключение  их  к  сети  Интернет, создание системы
 федеральных   образовательных   порталов,   разработка  электронных
 образовательных  продуктов, переподготовка преподавателей в области
 информационно-коммуникационных    технологий),    а    также    для
 предоставления  образовательных  услуг  русскоязычному населению за
 рубежом.                                                           
      Благодаря мерам,   принятым   в   2001-2005   годах  в  рамках
 реализации  Концепции,  федеральных  целевых,  межведомственных   и
 ведомственных  программ в сфере образования,  была создана база для
 решения новых задач,  направленных на усиление роли  образования  в
 социально-экономическом развитии страны:                           
      приведение   содержания  образования,  технологий  обучения  и
 методов  оценки  качества образования в соответствие с требованиями
 современного общества;                                             
      разработка  механизмов управления, адекватных задачам развития
 системы образования;                                               
      создание      экономических     механизмов,     обеспечивающих
 инвестиционную привлекательность сферы образования.                
      Организационной основой  реализации  государственной  политики
 Российской Федерации в сфере образования должна  стать  Федеральная
 целевая  программа  развития образования на 2006-2010 годы (далее -
 Программа),  обеспечивающая  продолжение  модернизации  российского
 образования.                                                       
      Решение    указанных   задач   достигается   также   благодаря
 использованию  системы мер по совершенствованию нормативно-правовой
 базы,   кадровому,   информационному   и   материально-техническому
 обеспечению сферы образования.                                     
                                                                    
       Обоснование решения проблемы программно-целевым методом      
                                                                    
      Несмотря  на  ряд  позитивных  сдвигов,  произошедших  в  ходе
 реализации   Концепции  в  системе  образования,  пока  еще  нельзя
 говорить   о   том,   что  процесс  ее  модернизации  удовлетворяет
 общество.                                                          
      Реализация  поставленных  в  Программе  стратегических целей и
 задач   требует   применения   эффективных   механизмов  и  методов
 преодоления  кризисных  явлений  в сфере образования. Использование
 программно-целевого    метода    для   решения   проблем   развития
 образования   направлено   на   создание  условий  для  максимально
 эффективного  управления  государственными финансами в соответствии
 с  приоритетами  государственной  политики  в  сфере  образования в
 условиях бюджетных ограничений.                                    
      Программа  как организационная основа государственной политики
 в  сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по
 ресурсам  и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре,
 содержании   и   технологиях   образования,   системе   управления,
 организационно-правовых     формах     субъектов    образовательной
 деятельности   и   финансово-экономических  механизмах.  Автономное
 развитие  каждого  из  этих  элементов  не  позволит  поднять сферу
 образования   на   уровень,   соответствующий   современному  этапу
 социально-экономического развития страны.                          
      Кроме    того,    реализация   мероприятий   Программы   носит
 межотраслевой   характер  и  направлена  на  все  субъекты  системы
 образования,   включая  учреждения  и  организации,  находящиеся  в
 ведении   различных   федеральных  органов  исполнительной  власти,
 органов  управления  субъектов Российской Федерации и муниципальных
 органов  управления  образованием,  что  позволит  проводить единую
 федеральную  образовательную  политику,  обеспечит решение проблемы
 диспропорций   в   развитии   региональных   систем  образования  и
 формирование    единого    образовательного    и    информационного
 пространства.  Решение  задач  Программы  невозможно  осуществить в
 рамках  текущего  финансирования,  направленного  исключительно  на
 содержание  подведомственных  учреждений  высшего профессионального
 образования  и  частично  среднего  и  начального профессионального
 образования.                                                       
      Реализация  с  помощью  программно-целевого  метода  комплекса
 мероприятий    федерального    масштаба,    затрагивающих   систему
 образования  в  целом,  предусматривает  создание  централизованных
 механизмов  их  координации  и  распространения  на  региональном и
 муниципальном  уровнях,  а также формирование системы индикаторов и
 показателей изменений в образовании.                               
      Применение  программно-целевого метода позволит избежать таких
 негативных последствий и рисков, как:                              
      неполное  введение  к  2011  году  профильного  обучения из-за
 недостаточного    материального,    кадрового    и    методического
 обеспечения;                                                       
      перенос    срока    полномасштабного    выпуска    школьников,
 обучавшихся   по   новым  образовательным  стандартам,  на  2015  и
 последующие  годы, что негативно повлияет на качественную структуру
 трудовых  ресурсов  страны  и  уменьшит  ее конкурентоспособность и
 инвестиционную привлекательность;                                  
      замедление  роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся
 по программам предшкольного образования;                           
      сохранение      перегрузки      детей,      обучающихся      в
 общеобразовательных  учреждениях,  что крайне отрицательно повлияет
 на физическое и психологическое здоровье нации;                    
      перенос  срока создания системы непрерывного профессионального
 образования  в  стране  и неполная реализация к 2010 году положений
 Болонской  и  Копенгагенской  деклараций, что негативно скажется на
 положении   России   в   рейтинге   стран,  конкурентоспособных  на
 международном рынке образовательных услуг;                         
      рост   социальной   напряженности,  обусловленной  сохранением
 неравной   доступности   образования   и  дифференциацией  качества
 образования для различных регионов и групп населения;              
      усиление  деградации  материальной инфраструктуры образования,
 что  к  2020 году  может  потребовать принятия экстренных мер по ее
 воссозданию.                                                       
      Вместе  с  тем  при  использовании  программно-целевого метода
 могут возникнуть риски, связанные:                                 
      с недостатками в управлении Программой;                       
      с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.           
      Риски,  связанные  с  недостатками  в  управлении  Программой,
 могут   быть   вызваны   слабой   координацией  действий  различных
 субъектов     образовательной    политики    (федеральные    органы
 исполнительной   власти,  органы  исполнительной  власти  субъектов
 Российской  Федерации, муниципальные органы власти, образовательные
 организации   и   учреждения),   что   приведет   к   возникновению
 диспропорций    в   ресурсной   поддержке   реализации   намеченных
 мероприятий,    их    неоправданному    дублированию   и   снижению
 эффективности использования бюджетных средств.                     
      Недостаточный  учет  результатов  мониторинговых  исследований
 хода   реализации   Программы   может   существенно   повлиять   на
 объективность   принятия   решений   при  планировании  программных
 мероприятий,  что  приведет  к  отсутствию  их  привязки к реальной
 ситуации.                                                          
      Ошибки   при   выборе   механизмов   управленческой  коррекции
 программных  мероприятий могут привести к недостаточной координации
 деятельности  заказчиков  и  исполнителей, нецелевому использованию
 бюджетных средств или их неэффективному расходованию.              
      Риски,  связанные  с  неверно выбранными приоритетами развития
 отрасли,  могут быть вызваны изменениями государственной политики в
 сфере  образования  и  последующей  внеплановой коррекцией частично
 реализованных  мероприятий,  что снизит эффективность использования
 бюджетных средств.                                                 
                                                                    
            Характеристика и прогноз развития сложившейся           
                         проблемной ситуации                        
                                                                    
      Сравнительные   преимущества  России  в  сфере  образования  и
 фундаментальной  науки определяются сегодня в основном потенциалом,
 накопленным  в  предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось
 добиться    опережающего    по   сравнению   с   общеэкономическими
 показателями  увеличения затрат на образование и науку. Это создало
 предпосылки  для институциональной перестройки в сфере образования,
 в  первую  очередь  касающейся  модернизации структуры и содержания
 общего   и  профессионального  образования,  совершенствования  его
 качества,   эффективности   управления   образовательной  системой,
 вхождения    Российской   Федерации   в   мировое   образовательное
 пространство.                                                      
      Вместе  с  тем  в  системе  образования продолжают развиваться
 негативные тенденции:                                              
      серьезное  отставание  российских школьников от сверстников из
 индустриально   развитых  стран  в  освоении  практически  значимых
 научных   представлений   и   навыков.   Социальная  дифференциация
 приводит  к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых
 относятся   к   различным   социальным   группам,  что  закладывает
 предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем;       
      система    профессионального    образования    не    полностью
 соответствует структуре потребностей рынка труда;                  
      не    получила    должного   развития   система   непрерывного
 профессионального         образования,        что        сдерживает
 технико-технологическое    обновление   экономики,   не   позволяет
 эффективно модернизировать социальную сферу;                       
      высшее    образование    слабо    интегрировано    с   научной
 деятельностью,  что  негативно  сказывается  на качестве подготовки
 специалистов  и  одновременно  снижает  потенциал  развития научных
 исследований в России;                                             
      сложившаяся     система     образования     обладает    низкой
 инвестиционной   привлекательностью,  что  ведет  к  ее  ресурсному
 "истощению",     снижению     конкурентоспособности     российского
 образования на мировом рынке образовательных услуг;                
      образование   перестало   играть   роль  "социального  лифта",
 снизилась   образовательная   и  социальная  мобильность  молодежи,
 ограничен  доступ  детей  из  низкодоходных  семей  к качественному
 образованию;                                                       
      поступающие   в   систему   образования  ресурсы  используются
 неэффективно.   Существующая  система  образования  характеризуется
 нерациональной   организацией  сети  образовательных  учреждений  с
 устаревшей    материально-технической   и   информационной   базой.
 Кадровый   состав   системы  образования  не  отвечает  современным
 требованиям.                                                       
      Для   обеспечения   качественного   образования,   его  равной
 доступности   для   всех   граждан   необходима   институциональная
 перестройка    системы    образования    на   основе   эффективного
 взаимодействия  образования  с  рынком труда. Экономика завтрашнего
 дня - это  инновационная  экономика знаний и наукоемких технологий.
 Для    преодоления   усиливающегося   разрыва   между   содержанием
 образования,      образовательными     технологиями,     структурой
 образовательной  сферы,  уровнем ее кадрового потенциала и задачами
 новой  экономики  необходимо  создать механизмы, ориентированные не
 только  на  внутренние  социально-экономические потребности страны,
 но  и  на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке
 труда.                                                             
      Ускорение    темпов    обновления    технологий   приводит   к
 необходимости   разработки  адекватного  содержания  образования  и
 соответствующих   методов   обучения.   В  условиях  стремительного
 развития  и  расширения  доступности  открытых информационных сетей
 трансляция   "готовых"   знаний   перестает  быть  главной  задачей
 учебного    процесса,   снижается   функциональная   значимость   и
 привлекательность традиционных методов обучения.                   
      Это  отставание  в  первую  очередь  выражается  в  отсутствии
 адекватной   реакции   системы   профессионального  образования  на
 потребности   рынка   труда.  Более  четверти  выпускников  высшего
 профессионального  образования  и  около трети выпускников среднего
 профессионального  образования не трудоустраиваются по полученной в
 учебном  заведении  специальности.  Сегодняшняя  российская система
 образования       характеризуется      фактическим      отсутствием
 ответственности    учебных   заведений   за   конечные   результаты
 образовательной  деятельности.  Не  развиты  в  достаточной степени
 независимые  формы  и  механизмы  участия  граждан,  работодателей,
 профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики.    
      Слабая  интеграция  образовательной  и  научной деятельности в
 перспективе  может  привести  к  значительному сокращению кадрового
 потенциала научной сферы.                                          
      Отсутствие   полноценной  взаимосвязи  между  профессиональным
 образованием,      научно-исследовательской      и     практической
 деятельностью  усиливает  несоответствие  содержания  образования и
 образовательных   технологий   современным  требованиям  и  задачам
 обеспечения   конкурентоспособности   российского   образования  на
 мировом  рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет
 на   готовность  российской  системы  образования  к  интеграции  в
 мировое образовательное пространство.                              
      Проблема  негибкости,  инерционности,  слабой  реакции системы
 образования  на  внешние  факторы  во  многом  связана  с проблемой
 дефицита  преподавательских  и  управленческих  кадров  необходимой
 квалификации.    В    силу    низкого   уровня   заработной   платы
 государственная    система   образования   становится   все   менее
 привлекательной сферой профессиональной деятельности.              
      Отстающая    от    реальных   потребностей   отрасли   система
 переподготовки   и   повышения   квалификации   тормозит   развитие
 кадрового  потенциала, способного обеспечить современное содержание
 образовательного    процесса    и   использование   соответствующих
 образовательных технологий.                                        
      Низкая         квалификация         значительной         части
 административно-управленческого      персонала     не     позволяет
 осуществлять  развитие  системы  образования на основании внедрения
 эффективных форм и технологий организации и управления.            
      Слабая  восприимчивость  традиционной  системы  образования  к
 внешним   запросам  и  дефицит  квалифицированных  кадров  являются
 следствием  несоответствия  действующих  в  этой  сфере  механизмов
 государственного  управления  задаче создания благоприятных условий
 для  развития  системы  образования.  В  то  же  время недостаточно
 развиты   механизмы  привлечения  общественных  и  профессиональных
 организаций   к   решению   вопросов   формирования   и  реализации
 образовательной   политики.   Отсутствуют   условия   для  развития
 независимых  форм  оценки  качества  образования, а также механизмы
 определения,    поддержки   и   распространения   лучших   образцов
 инновационной образовательной деятельности.                        
      Несоответствие  заявляемых  целей  и  задач преобразований тем
 результатам,  которые  достигаются  в  процессе  их  реализации,  в
 значительной  степени  является  следствием  того,  что  каждый  из
 активно   действующих   на  открытом  образовательном  пространстве
 субъектов   интерпретирует   эти   цели  и  задачи  по-своему.  При
 отсутствии  Программы,  являющейся  одним  из основных инструментов
 единой  государственной политики в сфере образования, все указанные
 противоречия  не  будут  устранены,  а  стоящие  перед образованием
 задачи не найдут своего решения.                                   
      Без  Программы  не  будут  созданы единые условия для развития
 рыночных  механизмов  в  сфере образования, увеличится разрыв между
 требованиями  рынка  труда  и  качеством  образовательных услуг, не
 будет  реализован  принцип  равных  возможностей  и доступа граждан
 Российской   Федерации  к  качественному  образованию,  существенно
 затруднится  вхождение  России  в  Болонский процесс и во Всемирную
 торговую организацию.                                              
                                                                    
  2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов   
      ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей      
                                                                    
                       Цели и задачи Программы                      
                                                                    
      Основной  стратегической  целью Программы является обеспечение
 условий  для  удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка
 труда    в    качественном   образовании   путем   создания   новых
 институциональных  механизмов  регулирования  в  сфере образования,
 обновления    структуры    и   содержания   образования,   развития
 фундаментальности  и  практической  направленности  образовательных
 программ, формирования системы непрерывного образования.           
      Для   достижения   стратегической   цели  должны  быть  решены
 следующие стратегические задачи:                                   
      совершенствование содержания и технологий образования;        
      развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;  
      повышение эффективности управления в системе образования;     
      совершенствование    экономических    механизмов    в    сфере
 образования.                                                       
      Каждая   из  задач  Программы  носит  комплексный  характер  и
 направлена   на   реализацию  нескольких  приоритетных  направлений
 развития   образовательной  системы  Российской  Федерации,  в  том
 числе:                                                             
      развитие  современной  системы  непрерывного профессионального
 образования  (обеспечивается  главным  образом  в  рамках  задач по
 совершенствованию  содержания  и  технологий образования и развитию
 системы     обеспечения     качества     образовательных     услуг,
 совершенствованию экономических механизмов в сфере образования);   
      повышение  качества профессионального образования (реализуется
 в   рамках  задач  по  совершенствованию  содержания  и  технологий
 образования,  развитию системы обеспечения качества образовательных
 услуг, повышению эффективности управления в сфере образования);    
      обеспечение   доступности   качественного  общего  образования
 (решается   в   рамках  задач  по  совершенствованию  содержания  и
 технологий   образования,  развитию  системы  обеспечения  качества
 образовательных   услуг,   повышению   эффективности  управления  в
 системе образования);                                              
      повышение  инвестиционной привлекательности сферы образования,
 формирование  эффективного рынка образовательных услуг и переход на
 принципы  подушевого  финансирования (обеспечиваются в рамках задач
 по   повышению   эффективности   управления   и   совершенствованию
 экономических механизмов в сфере образования).                     
      Достижение  стратегической цели и решение стратегических задач
 Программы    обеспечиваются    за   счет   реализации   программных
 мероприятий.                                                       
                                                                    
        Совершенствование содержания и технологий образования       
                                                                    
      Решение  стратегической  задачи совершенствования содержания и
 технологий    образования   обеспечивается   за   счет   реализации
 программных мероприятий по следующим основным направлениям:        
      создание   системы   образования  детей  старшего  дошкольного
 возраста  с  целью  обеспечения  равных  стартовых возможностей для
 последующего обучения в начальной школе;                           
      оптимизация  нагрузки  учащихся общеобразовательных учреждений
 и расширение возможностей дополнительного образования детей;       
      введение     профильного    обучения    в    старшей    школе,
 обеспечивающего   возможность   выбора   учащимися  индивидуального
 учебного плана;                                                    
      внедрение  новых  государственных  образовательных  стандартов
 общего образования;                                                
      внедрение  моделей непрерывного профессионального образования,
 обеспечивающего    каждому    человеку   возможность   формирования
 индивидуальной    образовательной    траектории   для   дальнейшего
 профессионального, карьерного и личностного роста;                 
      введение  нового  перечня  профессий,  направлений  подготовки
 (специальностей)    в   сфере   профессионального   образования   и
 соответствующих    государственных    образовательных   стандартов,
 разработанных   в   целях  формирования  образовательных  программ,
 адекватных   мировым   тенденциям,   потребностям   рынка  труда  и
 личности;                                                          
      внедрение   новых   образовательных   технологий  и  принципов
 организации    учебного    процесса,   обеспечивающих   эффективную
 реализацию  новых  моделей  непрерывного образования, в том числе с
 использованием   современных   информационных   и  коммуникационных
 технологий;                                                        
      реализация   системы  мер  по  обеспечению  участия  России  в
 Болонском    и   Копенгагенском   процессах   с   целью   повышения
 конкурентоспособности  российского профессионального образования на
 международном  рынке  образовательных услуг и получения возможности
 участия   российских   студентов   и   выпускников  образовательных
 учреждений в системе международного непрерывного образования.      
                                                                    
               Развитие системы обеспечения качества                
                        образовательных услуг                       
                                                                    
      Решение  стратегической  задачи  развития  системы обеспечения
 качества  образования  достигается  за  счет реализации программных
 мероприятий по следующим основным направлениям:                    
      совершенствование  государственной системы оценки деятельности
 образовательных  учреждений  и  организаций  с целью обеспечения ее
 соответствия развивающейся системе образования;                    
      развитие  новых  форм  и механизмов оценки и контроля качества
 деятельности    образовательных   учреждений,   в   том   числе   с
 привлечением общественности и профессиональных объединений;        
      совершенствование    механизмов    признания   эквивалентности
 документов   об   образовании   с   целью  повышения  академической
 мобильности  и  увеличения  экспорта образовательных услуг, а также
 интеграции России в мировое образовательное пространство;          
      завершение  эксперимента  по введению единого государственного
 экзамена,    итоги   которого   позволят   обеспечить   доступность
 профессионального    образования,    объективность    вступительных
 испытаний,  преемственность общего и профессионального образования,
 а   также  осуществление  государственного  контроля  и  управления
 качеством   образования   на   основе   независимой  оценки  уровня
 подготовки выпускников;                                            
      создание  общероссийской  системы оценки качества образования,
 согласованной  по  всем уровням и ступеням образования, что в итоге
 позволит обеспечить его качество и доступность;                    
      совершенствование   государственной   аттестации   научных   и
 научно-педагогических   кадров   с   целью   повышения  качества  и
 результативности  системы  подготовки  кадров высшей квалификации и
 обеспечения   воспроизводства   и   развития  кадрового  потенциала
 образования  и  науки,  а  также  приведения отечественных процедур
 аттестации  научных и научно-педагогических кадров в соответствие с
 международной практикой.                                           
                                                                    
                 Повышение эффективности управления                 
                        в системе образования                       
                                                                    
      Решение    стратегической   задачи   повышения   эффективности
 управления  в  сфере  образования обеспечивается за счет реализации
 программных мероприятий по следующим основным направлениям:        
      внедрение  моделей интегрированных образовательных учреждений,
 реализующих    образовательные    программы    различных    уровней
 образования,    для    обеспечения   адекватной   реакции   системы
 образования   на   динамично   изменяющиеся  потребности  личности,
 общества и государства;                                            
      внедрение       механизмов      взаимодействия      учреждений
 профессионального   образования   и  работодателей,  обеспечивающих
 привлечение   в   сферу  образования  дополнительных  материальных,
 интеллектуальных и иных ресурсов;                                  
      выделение  в  системе  высшего  профессионального  образования
 общенациональных   университетов   и  системообразующих  вузов  для
 повышения  эффективности использования интеллектуального потенциала
 высшей  школы  и  концентрации материально-технических и финансовых
 ресурсов  на ключевых направлениях развития российского образования
 в интересах государства, общества и личности;                      
      внедрение   моделей   государственно-общественного  управления
 образовательными   учреждениями   в   целях   развития   институтов
 общественного  участия  в  образовательной деятельности и повышения
 открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;   
      повышение   эффективности  институционального  управления  при
 изменении   организационно-правовых   форм   деятельности   учебных
 заведений    в    целях    обеспечения    развития    экономической
 самостоятельности    образовательных    учреждений,   усиления   их
 ответственности  за  конечные  результаты  деятельности,  повышения
 результативности и прозрачности финансирования сферы образования;  
      организация     сетевого     взаимодействия    образовательных
 учреждений   для   развития   мобильности   в   сфере  образования,
 совершенствования    информационного   обмена   и   распространения
 эффективных решений;                                               
      совершенствование  системы  управления  образованием на основе
 эффективного      использования      информационно-коммуникационных
 технологий в рамках единого образовательного пространства.         
                                                                    
             Совершенствование экономических механизмов             
                         в сфере образования                        
                                                                    
      Решение  стратегической задачи совершенствования экономических
 механизмов  в  сфере  образования обеспечивается за счет реализации
 программных мероприятий по следующим основным направлениям:        
      внедрение   новых   моделей   финансирования   образовательных
 организаций всех уровней образования;                              
      внедрение  механизмов,  способствующих  развитию экономической
 самостоятельности образовательных организаций (учреждений);        
      реализация  комплекса  мероприятий по повышению инвестиционной
 привлекательности   сферы   образования,   способствующих   притоку
 инвестиций,  а  также  финансовых, материальных, интеллектуальных и
 иных ресурсов в систему образования.                               
                                                                    
                 Сроки и этапы реализации Программы                 
                                                                    
      Сроки реализации Программы - 2006-2010 годы.                  
      На первом  этапе   реализации   Программы   (2006-2007   годы)
 предусмотрено  проведение  работ,  связанных  с разработкой моделей
 развития образования по отдельным направлениям,  их  апробацией,  а
 также с началом масштабных преобразований и экспериментов.         
      На втором   этапе   (2008-2009   годы)   приоритет    отдается
 осуществлению    мероприятий,    которые    предполагают    закупку
 оборудования,  инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры
 образования и другие высокозатратные работы), а также методическое,
 кадровое,   информационное   обеспечение   мероприятий   Программы,
 направленных на решение задач развития системы образования.        
      На   третьем   этапе   (2010   год)  предусмотрена  реализация
 мероприятий,    направленных    в    основном    на   внедрение   и
 распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.      
      На   каждом   из  этапов  планируется  изменение  показателей,
 характеризующих   ход  реализации  Программы  по  годам  и  влияние
 программных мероприятий на состояние системы образования.          
      За   счет   средств   федерального   бюджета,   выделяемых  на
 реализацию     Программы,    не    планируется    создание    новых
 образовательных  учреждений и организаций. Поставка товаров (работ,
 услуг)  предусмотрена  для  существующих образовательных учреждений
 (организаций),  а  также  образовательных учреждений (организаций),
 образуемых    по    итогам    оптимизации    образовательной   сети
 (реорганизации и т. д.).                                           
      В    результате    реализации   Программы   будет   обеспечено
 выравнивание  доступа  к  получению  качественного образования всех
 уровней   за   счет   введения   образования   для  детей  старшего
 дошкольного     возраста,     профильного     обучения,    создания
 общероссийской   системы   оценки   качества  образования,  системы
 непрерывного  профессионального  образования,  а также опережающего
 развития  общенациональных  университетов и системообразующих вузов
 как   центров   интеграции   науки  и  образования  для  подготовки
 высокопрофессиональных кадров.                                     
                                                                    
             Целевые индикаторы и показатели оценки хода            
                        реализации Программы                        
                                                                    
      Для  оценки  эффективности  и  результативности решения задач,
 определенных  Программой, предлагается система целевых показателей,
 характеризующих  ход  реализации  Программы,  которая  приведена  в
 приложении N 1.                                                    
      Система   целевых   индикаторов   и  показателей  по  основным
 направлениям  деятельности  в  рамках  задач  Программы приведена в
 приложении N 2.                                                    
                                                                    
                  3. Перечень мероприятий Программы                 
                                                                    
      Перечень  мероприятий  Программы  (без  учета  государственных
 капитальных   вложений)   приведен   в   приложении   N 3.   Расчет
 потребности  в  ресурсном  обеспечении,  необходимом для реализации
 Программы,  основан  на  оценке  объемов  средств,  необходимых для
 реализации каждого мероприятия в рамках решаемых Программой задач. 
      Перечень   строек   и   объектов   для  государственных  нужд,
 финансируемых   за  счет  средств,  предусмотренных  на  реализацию
 Программы, приведен в приложении N 4.                              
                                                                    
           4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы          
                                                                    
      Сводные    данные   по   расчету   потребности   в   ресурсном
 обеспечении,  необходимом для реализации Программы, по задачам (без
 учета государственных капитальных вложений) приведены в таблице 1. 
                                                                    
                                                                          Таблица 1
                                                                    
                                   Сводные данные                   
            по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом
                        для реализации Программы, по задачам        
                  (без учета государственных капитальных вложений)  
                                                                    
                                         (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
 --------------T-------------T-----------------------------------------------------
    Задачи     ¦Источники    ¦               Объем финансирования   
               ¦финанси-     +---------T-------------------------------------------
               ¦рования      ¦  2006-  ¦                 в том числе
               ¦             ¦  2010   +--------T--------T--------T--------T-------
               ¦             ¦  годы - ¦  2006  ¦   2007 ¦  2008  ¦  2009  ¦2010
               ¦             ¦  всего  ¦  год   ¦   год  ¦  год   ¦  год   ¦год
 --------------+-------------+---------+--------+--------+--------+--------+-------
 1. Совершен-   федеральный   11466,05  1134,06  1871,48  2186,34  2442,2   3831,97
 ствование      бюджет                                              
 содержания и                                                       
 технологий     другие        5389,54   660,86   858,14   1126,66  1251,91  1491,97
 образования    источники                                           
                                                                    
 2. Развитие    федеральный   4799,66   837,7    966,84   376,43   1223,95  1394,74
 системы        бюджет                                              
 обеспечения                                                        
 качества       другие        1468,95   280,37   290,04   112,92   367,19   418,43
 образова-      источники                                           
 тельных услуг                                                      
                                                                    
 3. Повышение   федеральный   14394,58  1206,75  2215,73  4203,21  3450,01  3318,88
 эффективности  бюджет                                              
 управления в                                                       
 системе        другие        4241,46   285,1    664,7    1260,99  1035,02  995,65
 образования    источники                                           
                                                                    
 4. Совершен-   федеральный   2839,73   621,49   544,02   507,5    647,92   518,8
 ствование      бюджет                                              
 экономических                                                      
 механизмов     другие        825,82    160,32   163,19   152,3    194,35   155,66
 в сфере        источники                                           
 образования                                                        
                                                                    
 Всего          федеральный   33500,02  3800     5598,07  7273,48  7764,08  9064,39
                бюджет                                              
                                                                    
                другие        11925,77  1386,65  1976,07  2652,87  2848,47  3061,71
                источники                                           
                                                                    
      За   счет   средств   государственных   капитальных   вложений
 финансируются    мероприятия    Программы    по   реконструкции   и
 строительству   федеральных   образовательных  учреждений  высшего,
 среднего    и    начального   профессионального   образования,   не
 обеспеченных    в    соответствии    с   нормативами   необходимыми
 учебно-лабораторными   и   вспомогательными   площадями,   а  также
 объектов   социальной  направленности  (учебно-спортивные  корпуса,
 спортивные    площадки,   стадионы,   студенческие   базы   отдыха,
 профилактории и общежития для университетских комплексов).         
      Целью  реконструкции  и строительства объектов образовательных
 учреждений  являются обеспечение доступности получения образования,
 улучшение  качества  образования,  сохранение  и улучшение здоровья
 обучающихся.                                                       
      Сводные   данные   по   необходимому   ресурсному  обеспечению
 Программы    по    направлению    финансирования   "Государственные
 капитальные   вложения"   за   счет  средств  различных  источников
 приведены в таблице 2.                                             
                                                                    
                                                           Таблица 2
                                                                    
                           Сводные данные                           
          по необходимому ресурсному обеспечению Программы          
     по направлению финансирования "Государственные капитальные     
           вложения" за счет средств различных источников           
                                                                    
                         (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) 
 -------------T-----------------------------------------------------
  Источник    ¦                  Объем финансирования               
 финансиро-   +---------T-------------------------------------------
   вания      ¦  2006-  ¦                 в том числе               
              ¦  2010   +--------T--------T--------T--------T-------
              ¦  годы - ¦2006 год¦2007 год¦2008 год¦2009 год¦ 2010  
              ¦  всего  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦ год   
 -------------+---------+--------+--------+--------+--------+-------
 Всего         16526,55  4298,54  2786,83  2814,49  3009,68  3617,01
                                                                    
 в том числе                                                        
                                                                    
 федеральный   11835     4047,7   1920,37  2027,39  2072     1767,54
 бюджет                                                             
                                                                    
 другие        4691,55   250,84   866,46   787,1    937,68   1849,47
 источники                                                          
                                                                    
      Разработка   и  реализация  инновационных  проектов  Программы
 требуют    значительного   научного   обеспечения,   финансирование
 которого  осуществляется  целевым образом в пределах финансирования
 мероприятий,  предусмотренных  Программой. Размер финансирования за
 счет   средств   федерального  бюджета  научно-исследовательских  и
 опытно-конструкторских     работ,    предусмотренных    Программой,
 составляет  2347,62  млн. рублей. Тематика научно-исследовательских
 и  опытно-конструкторских  работ,  выполняемых  в рамках Программы,
 ориентирована  на  два  основных  направления - опережающие научные
 исследования   по  проектам,  реализация  которых  запланирована  в
 рамках  Программы,  и  решение  комплекса  научных проблем, которые
 будут   выявлены  в  результате  реализации  отдельных  мероприятий
 Программы.                                                         
      Сводные   данные   по   необходимому   ресурсному  обеспечению
 Программы  по  направлению финансирования "Научно-исследовательские
 и   опытно-конструкторские   работы"   за  счет  средств  различных
 источников приведены в таблице 3.                                  
                                                                    
                                                          Таблица 3 
                                                                    
                           Сводные данные                           
          по необходимому ресурсному обеспечению Программы          
       по направлению финансирования "Научно-исследовательские      
     и опытно-конструкторские работы" за счет средств различных     
                             источников                             
                                                                    
                         (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) 
 --------------T--------------------------------------------------- 
  Источник     ¦               Объем финансирования                 
 финансиро-    +--------T------------------------------------------ 
   вания       ¦  2006- ¦            в том числе                    
               ¦  2010  +--------T--------T--------T--------T------ 
               ¦ годы - ¦2006 год¦2007 год¦2008 год¦2009 год¦ 2010  
               ¦  всего ¦        ¦        ¦        ¦        ¦ год   
 --------------+--------+--------+--------+--------+--------+------ 
 Всего          2640,3   253,15   956,22   593,58   452,01   385,34 
                                                                    
 в том числе                                                        
                                                                    
 федеральный    2347,62  200      886,36   542,18   388,35   330,73 
 бюджет                                                             
                                                                    
 другие         292,68   53,15    69,86    51,4     63,66    54,61  
 источники                                                          
                                                                    
      Объемы   финансирования   мероприятий  Программы  по  основным
 направлениям финансирования приведены в приложении N 5.            
      На   начальном   этапе   реализации   Программы  предусмотрены
 в основном   работы,   связанные  с  разработкой  моделей  развития
 образования  по  отдельным  направлениям,  их апробацией, а также с
 началом  масштабных  преобразований и экспериментов. На последующих
 этапах  планируются  мероприятия, которые предполагают значительные
 вложения   в   закупку  оборудования  и  модернизацию  материальной
 инфраструктуры  образования.  В последние годы реализации Программы
 предусмотрены  мероприятия,  направленные в основном на внедрение и
 распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.      
      Финансирование  мероприятий Программы планируется осуществлять
 за  счет  средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов
 Российской  Федерации  в порядке софинансирования с соответствующим
 оформлением  нормативными  актами  субъектов  Российской Федерации.
 При   этом   субъекты   Российской  Федерации  могут  разрабатывать
 собственные  региональные  программы, финансируемые за счет средств
 своих    бюджетов,    с   аналогичным   названием   и   применением
 классификационных   признаков,   применяемых   для  Программы,  или
 отдельные    региональные   проекты.   Для   реализации   Программы
 привлекаются также средства внебюджетных источников.               
      Общий  объем  финансирования Программы в ценах соответствующих
 лет  составляет  61952,35 млн. рублей,  в  том  числе по источникам
 финансирования:                                                    
      за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей;  
      за     счет     средств    бюджетов    субъектов    Российской
 Федерации - 12501,74 млн. рублей;                                  
      за   счет   средств   внебюджетных  источников - 4115,58  млн.
 рублей.   В   качестве  внебюджетных  источников  будут  привлечены
 средства   вузов,  спонсорская  поддержка,  средства  международных
 организаций  (в  том  числе  Всемирного банка, Международного банка
 реконструкции и развития, некоммерческих фондов и т. д.).          
                                                                    
                  5. Механизм реализации Программы                  
                                                                    
      Государственным  заказчиком - координатором Программы является
 Министерство образования и науки Российской Федерации.             
      Государственный заказчик - координатор:                       
      разрабатывает   в   пределах   своих   полномочий  нормативные
 правовые акты, необходимые для реализации Программы;               
      подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;   
      подготавливает  ежегодно  в  установленном порядке предложения
 по   уточнению   перечня   программных   мероприятий  на  очередной
 финансовый  год,  уточняет  затраты  по программным мероприятиям, а
 также механизм реализации Программы;                               
      разрабатывает  перечень  целевых  показателей  для контроля за
 ходом реализации Программы;                                        
      несет   ответственность   за   своевременную   и  качественную
 подготовку   и   реализацию   Программы,  обеспечивает  эффективное
 использование средств, выделяемых на ее реализацию;                
      организует   внедрение   информационных   технологий  в  целях
 управления  реализацией  Программы  и контроля за ходом программных
 мероприятий;                                                       
      осуществляет    координацию    деятельности    государственных
 заказчиков  по  подготовке  и реализации программных мероприятий, а
 также    по   анализу   и   рациональному   использованию   средств
 федерального бюджета и средств внебюджетных источников;            
      утверждает положение об управлении Программой.                
      В  целях  привлечения  общественности  к управлению Программой
 государственным  заказчиком - координатором   Программы   создается
 научно-координационный  совет Программы. В его состав входят ученые
 и    специалисты    в   соответствующих   областях,   представители
 предпринимательского   сообщества,   общественных,   в   том  числе
 молодежных,  объединений,  а  также  представители государственного
 заказчика - координатора, государственных  заказчиков  Программы  и
 других органов исполнительной власти.                              
      Регламент  работы  научно-координационного  совета Программы и
 его  персональный  состав  утверждаются Министерством образования и
 науки  Российской  Федерации. Председателем научно-координационного
 совета является Министр образования и науки Российской Федерации.  
      Основными  задачами  научно-координационного  совета Программы
 являются:                                                          
      рассмотрение тематики программных мероприятий;                
      рассмотрение   материалов   о   ходе   реализации  программных
 мероприятий  и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также
 рассмотрение итогов реализации Программы;                          
      выявление  научных,  технических  и  организационных проблем в
 ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.  
      Для   текущего   управления   Программой  может  быть  создана
 дирекция   в   виде   государственного   учреждения   или   в  иной
 организационно-правовой форме.                                     
      Государственными  заказчиками  Программы  являются Федеральное
 агентство  по  образованию  и  Федеральное  агентство  по  науке  и
 инновациям.                                                        
      Федеральное агентство по образованию:                         
      подготавливает    предложения    по    формированию    перечня
 программных мероприятий;                                           
      проводит   мониторинг   результатов   реализации   программных
 мероприятий;                                                       
      организует  независимую  оценку показателей результативности и
 эффективности  программных  мероприятий,  их  соответствия  целевым
 показателям;                                                       
      ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;       
      осуществляет  отбор  на конкурсной основе исполнителей работ и
 услуг,  а  также  поставщиков  продукции  по  каждому  программному
 мероприятию;                                                       
      подписывает  соглашения  (договоры)  о намерениях, заключенные
 государственным    заказчиком    и    организациями   в   отношении
 мероприятий,   предусматривающих  финансирование  за  счет  средств
 внебюджетных источников;                                           
      организует    размещение   в   электронном   виде   на   сайте
 Федерального   агентства   по   образованию  информации  о  ходе  и
 результатах   реализации   Программы,   финансировании  программных
 мероприятий,    привлечении    внебюджетных   средств,   проведении
 конкурсов  на  размещение  заказов  на поставки товаров, выполнение
 работ, оказание услуг для государственных нужд;                    
      с  учетом  выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно
 уточняет  целевые показатели и затраты по программным мероприятиям,
 а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.       
      Федеральное агентство по науке и инновациям:                  
      подготавливает     предложения    о    реализации    проектов,
 обеспечивающих      проведение      предусмотренных      Программой
 научно-исследовательских     и     опытно-конструкторских    работ,
 организует  проведение  независимой  экспертизы  их  результатов  и
 подготавливает отчет о результатах указанных работ;                
      подготавливает  предложения  и  участвует  в уточнении целевых
 показателей реализации программных мероприятий;                    
      подготавливает  предложения  по  совершенствованию  механизмов
 реализации Программы.                                              
      Мероприятия     по    сопровождению    реализации    Программы
 осуществляются   за   счет   средств,   выделяемых   на  реализацию
 Программы,      и      включают      в      себя      методическое,
 организационно-техническое  и  экспертное  сопровождение реализации
 Программы  (экспертиза проектов и экспертиза результатов выполнения
 проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы.         
      Отбор  поставщиков  товаров  (работ, услуг) в рамках Программы
 осуществляется  в  соответствии  с Федеральным законом "О конкурсах
 на  размещение  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,
 оказание услуг для государственных нужд".                          
      Отбор  получателей  товаров  (работ,  услуг)  осуществляется в
 соответствии   с   Гражданским  кодексом  Российской  Федерации  на
 основании   творческих  конкурсов,  которые  организуются  с  целью
 отбора   наиболее   перспективных   образовательных   учреждений  и
 организаций,    готовых   осуществлять   собственные   проекты   по
 реализации   приоритетных   направлений   развития  образовательной
 системы Российской Федерации.                                      
      Получателями   товаров  (работ,  услуг)  могут  выступать  как
 подведомственные   Министерству   образования  и  науки  Российской
 Федерации  учреждения  и  организации,  так и находящиеся в ведении
 других   федеральных   органов   исполнительной  власти,  субъектов
 Российской  Федерации  и  муниципальных образований, осуществляющие
 проекты,  направленные  на  реализацию федеральной политики в сфере
 образования  (сохранение единого образовательного и информационного
 пространства,  выравнивание  доступа  к  качественному образованию,
 создание   общероссийской   системы  оценки  качества  образования,
 введение   новых   образовательных   стандартов   на  всех  уровнях
 образования,    внедрение   новых   организационно-правовых   форм,
 экономических  и  других  институциональных механизмов управления в
 сфере  образования, создание системы непрерывного профессионального
 образования и другие).                                             
      В     рамках     реализации     мероприятий    Программы    не
 предусматривается   поддержка   субъектов   Российской   Федерации,
 осуществляемая путем субсидий и субвенций.                         
      Передача  материально-технических  ресурсов,  приобретенных за
 счет  средств федерального бюджета, государственным образовательным
 учреждениям,  находящимся  в ведении субъектов Российской Федерации
 и   муниципальных   образований,   осуществляется   государственным
 заказчиком    по   акту   приема-передачи   между   государственным
 заказчиком,   поставщиком   (исполнителем)  и  получателем  товаров
 (работ, услуг).                                                    
                                                                    
           6. Оценка социально-экономической эффективности          
                        реализации Программы                        
                                                                    
      Социальная  эффективность  реализации Программы определяется с
 помощью  системы  показателей  и  индикаторов, отражающих следующие
 стратегические  приоритеты  развития  страны,  связанные  со сферой
 образования:                                                       
      формирование    эффективного    человеческого    капитала    и
 профессиональных   кадровых   ресурсов,   обладающих  квалификацией
 необходимого уровня;                                               
      содействие   развитию   институтов   гражданского  общества  в
 системе образования и в стране в целом;                            
      обеспечение  динамичного  и  устойчивого  роста качества жизни
 населения.                                                         
      При    выборе    показателей    и   индикаторов   используются
 достоверные, сравнимые и доступные данные.                         
      Социальные   эффекты   реализации   Программы  оцениваются  по
 следующим направлениям:                                            
      а) повышение качества общего образования:                     
      выравнивание   возможностей  учащихся  (увеличение  количества
 детей  в  возрасте  5-6  лет,  получающих  дошкольное образование в
 соответствии  с  практикой  развитых  стран,  уменьшение количества
 неуспевающих и второгодников в начальной школе);                   
      повышение      функциональной      грамотности     выпускников
 общеобразовательной   школы   (рост   уровня   грамотности  чтения,
 математической    грамотности,    естественно-научной   грамотности
 учащихся (повышение рейтинга PISA);                                
      б) улучшение   социальной  ориентации  учащихся  и  достижение
 социального равенства в получении образования:                     
      профилирование  школьного  образования  (увеличение количества
 учащихся, занимающихся по профилированным программам);             
      увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;  
      снижение  различий  между  городским  и  сельским образованием
 (по результатам единого государственного экзамена);                
      расширение   возможности   получения   образования   детьми  с
 ограниченными  возможностями (увеличение количества детей указанной
 категории,    получивших   общее   среднее   или   профессиональное
 образование);                                                      
      расширение  возможности  получения дополнительного образования
 в   соответствии   с  запросами  населения  (увеличение  количества
 учащихся   в   возрасте   до   15 лет,  обучающихся  по  программам
 дополнительного образования);                                      
      увеличение  количества  молодежи,  занятой  в  сфере экономики
 (увеличение  количества трудоустроенных или перешедших на следующую
 ступень  образования  выпускников учебных заведений со специальными
 образовательными программами);                                     
      обеспечение  доступности  образования  (уменьшение  количества
 несовершеннолетних   в   возрасте   8-15   лет,  не  обучающихся  в
 образовательных   учреждениях,  увеличение  количества  молодежи  в
 возрасте  до  22  лет,  получившей  среднее образование, увеличение
 количества  учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному
 принципу);                                                         
      увеличение  количества  учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно
 завершивших полное среднее образование;                            
      в) повышение      конкурентоспособности      профессионального
 образования:                                                       
      повышение  роли  работодателей  в  подготовке профессиональных
 кадров  (увеличение  количества  учреждений  начального, среднего и
 высшего   профессионального   образования,   прошедших   экспертизу
 образовательных   программ,   проводимую  работодателями,  а  также
 учреждений    профессионального    образования,    перешедших    на
 образовательные   стандарты  нового  поколения,  разработанные  при
 участии     работодателей,    общественных    и    профессиональных
 объединений);                                                      
      увеличение  количества  молодежи,  занятой  в различных сферах
 экономики  (уменьшение  количества безработных в возрасте 16-29 лет
 и  среди  выпускников  учреждений  начального,  среднего  и высшего
 профессионального  образования,  уменьшение  количества выпускников
 учреждений  среднего  профессионального  образования  и  вузов,  не
 получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);      
      увеличение  количества молодежи, обучавшейся на первой ступени
 высшего  профессионального  образования,  включившейся  в  активную
 трудовую деятельность;                                             
      увеличение   количества   людей,   получающих   дополнительное
 (послевузовское)     образование,    участвующих    в    программах
 переподготовки и повышения квалификации;                           
      г) интеграция   в  европейское  образовательное  пространство,
 повышение    мобильности    профессионального   образования,   рост
 экспортного потенциала образования:                                
      расширение  сотрудничества  с  европейскими странами в области
 обеспечения  качества  образования  (увеличение  количества  вузов,
 прошедших  институциональную  и  специализированную  аккредитацию и
 внедривших  системы  управления  качеством на основе международного
 стандарта);                                                        
      введение   системы,  обеспечивающей  сопоставимость  дипломов,
 путем  внедрения  легко  сравнимых степеней, болонских студенческих
 документов   (Европейский   табель  курсов,  приложения  к  диплому
 (Diploma  Supplement),  кредитов  ECTS  в   накопительно-переводном
 "формате"),   увеличение   количества   вузов,   использующих   эти
 инструменты;                                                       
      увеличение  количества  вузов,  соответствующих  международным
 требованиям (имеющих валидизацию);                                 
      рост  академической  мобильности  студентов,  академического и
 административного  персонала (увеличение количества выданных ссуд и
 грантов   для  финансового  обеспечения  академической  мобильности
 студентов  и  преподавателей,  увеличение  числа граждан Российской
 Федерации  в  возрасте  до  30  лет,  участвующих  в  международных
 обменах);                                                          
      рост  экспорта образовательных услуг (увеличение числа граждан
 других  государств,  обучающихся  в  учреждениях  профессионального
 образования Российской Федерации);                                 
      д) повышение эффективности финансирования образования:        
      сокращение  числа  учебных заведений, учебно-материальная база
 которых  требует  капитального  ремонта  или  которые  находятся  в
 аварийном состоянии;                                               
      рост  инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов
 и  прирост  нефинансовых  активов  в области образования (рост доли
 негосударственных  фондов  в финансировании образования, увеличение
 расходов  на  образование  за  счет  средств  всех источников, рост
 удельного   веса   финансирования   образования   за  счет  средств
 негосударственных  источников  в  общем объеме финансирования, рост
 числа  крупных  инвестиционных  проектов,  удельный вес расходов по
 которым   за   счет   средств   негосударственных  источников  выше
 10 процентов);                                                     
      обновление  учебно-материальной  базы  учреждений  образования
 (увеличение   удельного   веса  учебных  расходов  в  общем  объеме
 финансирования   образования,   увеличение   числа  образовательных
 учреждений,    имеющих    учебно-лабораторную,    компьютерную    и
 технологическую  базу,  соответствующую  современным  требованиям и
 нормам);                                                           
      расширение    системы    программно-целевого    финансирования
 образования    (рост   числа   регионов,   финансирующих   развитие
 образования   на   основе   среднесрочных  и  долгосрочных  целевых
 программ,   рост   удельного   веса   федеральных   образовательных
 учреждений,  финансируемых  на  основе среднесрочных и долгосрочных
 целевых программ);                                                 
      е) расширение    социального   партнерства   и   использование
 следующих принципов в управлении образованием:                     
      развитие  общественно-гражданских  форм  управления  в системе
 общего   образования  (увеличение  удельного  веса  образовательных
 учреждений,   имеющих   попечительские,   управляющие  общественные
 советы);                                                           
      развитие  общественно-гражданских  форм  управления  в системе
 профессионального    образования    (увеличение   доли   учреждений
 профессионального        образования,       имеющих       институты
 общественно-гражданского участия в управлении образованием);       
      развитие  общественно-гражданских  форм  управления в системах
 регионального  образования  (увеличение  удельного  веса  субъектов
 Российской  Федерации,  имеющих  общественно-гражданские институты,
 участвующие в управлении образованием);                            
      развитие        системы        общественной        экспертизы,
 государственно-общественных       консультаций,       общественного
 мониторинга  состояния  и развития образования (доля органов власти
 субъектов     Российской    Федерации,    использующих    процедуры
 общественно-гражданской   экспертизы   образовательных  программ  и
 проектов,   систем   консультаций  в  образовании,  доля  субъектов
 Российской    Федерации,    осуществляющих    мониторинг   развития
 образования   и  представляющих  данные  в  открытый  доступ,  доля
 федеральных   учреждений   образования,   регулярно  представляющих
 отчеты в открытый доступ).                                         
      В  результате  реализации мероприятий Программы предполагается
 обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:  
      а) на федеральном уровне:                                     
      повышение   конкурентоспособности  и  эффективности  экономики
 России,  обусловленное  повышением качества человеческого капитала,
 более  полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся
 экономики,    повышением   эффективности   использования   трудовых
 ресурсов;                                                          
      повышение  эффективности  использования  бюджетных  средств  в
 сфере  образования за счет создания эффективной системы обеспечения
 качества   образовательных   услуг,   широкого   включения   в  нее
 общественно-государственных     структур     и     профессиональных
 объединений;                                                       
      ускорение оборачиваемости средств федерального бюджета;       
      повышение  уровня  образовательной  информации,  ее  качества,
 прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;       
      введение новых форм управления в системе образования;         
      модернизацию   технологической   и  социальной  инфраструктуры
 образования;                                                       
      реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;
      увеличение  объемов и структуры экспорта образовательных услуг
 российской системы образования;                                    
      повышение  удельного  веса  российского образования на мировом
 рынке образовательных услуг;                                       
      снижение  ресурсоемкости  конечного  результата деятельности в
 сфере образования;                                                 
      б) на уровне образовательных учреждений (организаций):        
      увеличение           количества          инновационно-активных
 научно-образовательных   комплексов   и   сетевых   образовательных
 структур;                                                          
      рост    негосударственного    финансирования   образовательных
 программ;                                                          
      улучшение  финансового  состояния  и  повышение  эффективности
 деятельности    организаций   сферы   образования,   сохранение   и
 поступательное развитие их инновационного потенциала;              
      увеличение   доли   нематериальных   активов,   находящихся  в
 хозяйственном    обороте,    укрепление    связей    и   расширение
 взаимовыгодного   сотрудничества  в  сферах  образования,  науки  и
 производства;                                                      
      в) в сфере социальной привлекательности образования:          
      расширение    возможностей   профессиональной   самореализации
 молодежи;                                                          
      повышение  спроса  на  квалифицированные кадры, оптимизация их
 возрастной структуры;                                              
      повышение уровня доходов работников сферы образования;        
      предотвращение  оттока  перспективных  педагогических кадров в
 другие государства и отрасли;                                      
      сохранение  и  развитие  системы  подготовки квалифицированных
 научно-технических кадров;                                         
      г) в бюджетной сфере:                                         
      концентрация   средств   федерального   бюджета   на  развитии
 системообразующих "точек роста" в сфере образования;               
      повышение  прозрачности  и результативности бюджетных расходов
 в сфере образования;                                               
      содействие  развитию  различных  организационно-правовых  форм
 образовательных организаций;                                       
      повышение  уровня  внебюджетного софинансирования образования,
 обеспечение дополнительных налоговых поступлений.                  
                                                                    
 Примечание. Определения терминов, отмеченных значком "*", указаны в
             Концепции  Федеральной   целевой   программы   развития
             образования    на    2006-2010    годы,    утвержденной
             распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от
             3 сентября 2005 г. N 1340-р.                           
                                                                    
                                                                    
                            ____________                            

 

 

   Уважаемые родители! Пожелания и предложения направляйте по адресу: aoser@mail.ru  
Изменения и дополнения внесены: мая 16, 2007.

Сайт создан в системе uCoz