BS00877A.gif (1713 bytes)BL00001A.gif (2386 bytes) Программа развития России

 

 

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 г. - Часть 3.

                Развитие рынков земли и недвижимости               
                                                                   
      Основной задачей  Правительства  Российской  Федерации в сфере
 развития   рынка   недвижимости   является   вовлечение   земли   и
 недвижимости в хозяйственный оборот.                              
      В экономике  развитых  стран  отношение  капитализации   рынка
 недвижимости   к   валовому   внутреннему  продукту  достигает  100
 процентов,  что позволяет рынку недвижимости и строительной отрасли
 привлекать   значительные   инвестиции.   В   Российской  Федерации
 отношение капитализации рынка недвижимости к  валовому  внутреннему
 продукту  не превышает 4 процентов.  Поскольку Российская Федерация
 обладает  огромными  земельными  ресурсами,  такой  низкий  уровень
 капитализации рынка недвижимости недостаточен.                    
      Работы по государственной кадастровой оценке  земель  по  всем
 категориям   и   видам   функционального   использования  полностью
 завершены  в   77   субъектах   Российской   Федерации.   Суммарная
 кадастровая  стоимость земель Российской Федерации составляет более
 23 трлн. рублей.                                                  
      Отсутствует единый   государственный   информационный  ресурс,
 содержащий информацию обо всех видах недвижимого имущества.  До сих
 пор   учет  недвижимости  ведется  в  двух  различных  системах:  в
 земельном кадастре -  для  земельных  участков,  и  в  организациях
 (бюро)  технической  инвентаризации - для зданий и сооружений.  При
 этом  действующие  системы  учета  недвижимости   не   обеспечивают
 достаточной  степени  индивидуализации  и идентификации недвижимого
 имущества,  что создает  возможность  регистрации  нескольких  прав
 собственности на один и тот же объект недвижимости.               
      Процедуры приватизации  земельных  участков  и  предоставления
 прав  на земельные участки для строительства и иного хозяйственного
 использования непрозрачны и чрезмерно усложнены.  Одной  из  причин
 неэффективности  процедур  предоставления прав на земельные участки
 является отсутствие во многих  городах  правил  землепользования  и
 застройки (приняты менее чем в 10 населенных пунктах).            
      Увеличение объемов  строительства,  ввода  новых  объектов   в
 эксплуатацию,  в  том  числе линейных сооружений,  требует развития
 нормативной базы  гражданского  оборота  недвижимого  имущества,  а
 также детализации правового регулирования сервитутов.             
      Существующая система       налогообложения        недвижимости
 характеризуется      отсутствием      экономически     обоснованной
 налогооблагаемой   базы.    Применяемые    сегодня    в    качестве
 налогооблагаемой  базы  инвентаризационная  и  балансовая стоимости
 недвижимого имущества практически не связаны с рыночной  стоимостью
 недвижимости.  Институт оценки недвижимости не развит в достаточной
 мере, в том числе в части массовой оценки недвижимого имущества для
 целей  налогообложения.  Кроме того,  эффективное администрирование
 имущественных налогов затруднено в связи с  тем,  что  значительное
 число объектов недвижимости не учтено в государственных кадастрах и
 реестрах.                                                         
      Правительство Российской   Федерации   будет  принимать  меры,
 направленные в том числе на:                                      
      завершение процесса        разграничения       государственной
 собственности на землю и оптимизацию распределения между  бюджетами
 различных уровней доходов, полученных от распоряжения землей;     
      формирование  полноценного  реестра объектов налогообложения и
 развитие института массовой оценки недвижимого имущества;         
      переход от   кадастрового   учета   земельных    участков    к
 кадастровому  учету  объектов  недвижимого имущества и формирование
 единого государственного кадастра недвижимости;                   
      совершенствование механизмов установления правовых ограничений
 по использованию земли  и  недвижимости,  в  том  числе  порядка  и
 условий   установления   сервитутов,   резервирования   земель  для
 государственных и муниципальных нужд;                             
      завершение    процесса    переоформления   права   постоянного
 (бессрочного)    пользования    земельными   участками   на   право
 собственности или аренды.                                         
      Последнее из указанных мероприятий представляет собой наиболее
 острую  проблему,  требующую  принятия  сбалансированных  решений в
 области фискальной политики государства и  финансовой  нагрузки  на
 предприятия.                                                      
      Предусмотренный Федеральным законом  "О  введении  в  действие
 Земельного   кодекса  Российской  Федерации"  предельный  срок  для
 переоформления прав на землю истекает 1 января  2008  г.  Однако  в
 настоящее  время  общее  число  переоформленных с права постоянного
 (бессрочного)   пользования   земельных   участков,   принадлежащих
 юридическим  лицам,  по  экспертным  оценкам,  составляет  менее 25
 процентов от общего числа земельных участков,  которые  могут  быть
 переоформлены,  поскольку  для  большинства предприятий действующие
 выкупные цены и арендная плата являются финансово обременительными.
      Это не  позволяет вовлечь в хозяйственный оборот большую часть
 земельных  участков,  препятствует  развитию  залогового  права   и
 ограничивает   возможности   предприятий  в  привлечении  кредитных
 ресурсов,  необходимых  для  развития  производства  и   обновления
 основных производственных фондов.                                 
      В связи  с  этим  необходимо   принятие   таких   решений   по
 установлению  предельных  уровней  выкупных  цен и арендной платы и
 условий  выкупа   земли,   которые   позволят   юридическим   лицам
 переоформить права на землю на более льготных условиях по сравнению
 с действующими.                                                   
      Размер выкупных  цен и арендной платы должен быть установлен с
 учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия и
 должен    стимулировать    приобретение    земельных   участков   в
 собственность путем установления обоснованных цен выкупа.         
      Следует также:                                               
      предусмотреть возможность предоставления рассрочки платежей за
 выкуп земельных участков;                                         
      предусмотреть особенности  переоформления  прав  на  земельные
 участки,   занятые   объектами  линейной  инфраструктуры,  а  также
 земельные   участки   из   состава   земель   сельскохозяйственного
 назначения;                                                       
      вводить   при   необходимости   дополнительные   платежи   при
 перепрофилировании земельных участков.                            
      Установление разумных и обоснованных ставок выкупа и  арендной
 платы  за  землю будет способствовать развитию земельных отношений.
 Создание полноценных единых  объектов  недвижимости  (имущественных
 комплексов)  станет  гарантией  прав собственности на недвижимость,
 обеспечит приток инвестиций в действующие и новые предприятия,  что
 приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.    
      Для  создания  единого  государственного кадастра недвижимости
 должны быть осуществлены следующие мероприятия:                   
      разработка нормативной правовой и методологической баз ведения
 единого государственного кадастра недвижимости;                   
      актуализация  результатов  государственной  кадастровой оценки
 земель;                                                           
      проведение массовой оценки объектов недвижимости;            
      введение сведений    об   объектах   недвижимости   в   единый
 государственный  кадастр  недвижимости,   в   том   числе   перенос
 информационных    ресурсов    из   ранее   созданных   баз   данных
 государственного земельного кадастра,  технического учета  объектов
 градостроительной  деятельности,  иных  кадастров и реестров в базу
 данных единого государственного кадастра недвижимости.            
      В целях   обеспечения   планового   использования   земель  на
 территории поселений и совершенствования  механизмов  использования
 имущества,   ограниченного   в  обороте,  Правительству  Российской
 Федерации необходимо:                                             
      обеспечить  принятие правил землепользования и застройки всеми
 муниципальными образованиями;                                     
      обеспечить создание  органами  местного самоуправления на базе
 данных    единого    государственного     кадастра     недвижимости
 информационных систем обеспечения градостроительной деятельности; 
      установить особенности  предоставления   в   аренду   и   иное
 пользование   временно   не  используемого  недвижимого  имущества,
 ограниченного  в  обороте  (стратегического   имущества,   военного
 имущества и т. п.);                                               
      законодательно  определить  механизмы  передачи  и  реализации
 высвобождаемого  военного имущества и территорий военных городков и
 поселений.                                                        
      Требуется также   продолжить   совершенствование  гражданского
 оборота недвижимого имущества и правового регулирования сервитутов.
                                                                   
                      Антимонопольная политика                     
                                                                   
      В условиях рыночной  экономики  антимонопольное  регулирование
 является одним из основных инструментов осуществления экономической
 политики государства.                                             
      Основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции является
 создание   условий   для   равной,   добросовестной    конкуренции,
 способствующей   эффективному  размещению  ресурсов  и  устойчивому
 экономическому развитию экономики.                                
      В связи  с  этим  основными  задачами  должны быть выявление и
 пресечение  фактов  злоупотребления  монополистическим   положением
 хозяйствующих   субъектов   на   товарных   и   финансовых  рынках,
 последствия  которых  наиболее  негативно  отражаются  на  развитии
 конкуренции   и   предпринимательства,   препятствуют  выравниванию
 условий конкуренции и,  в  конечном  счете,  являются  сдерживающим
 фактором развития экономики.                                      
      Реализация эффективной   антимонопольной   политики    требует
 разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования
 конкурентных отношений на основе принципа  равенства  хозяйствующих
 субъектов   с  учетом  современного  уровня  развития  национальной
 экономики.                                                        
      Законопроект о  защите конкуренции должен устранить недостатки
 Закона  РСФСР  "О  конкуренции  и   ограничении   монополистической
 деятельности  на  товарных  рынках" и Федерального закона "О защите
 конкуренции  на  рынке  финансовых  услуг",  обеспечить   повышение
 эффективности деятельности антимонопольного органа и способствовать
 принятию решений на  основе  комплексного  и  объективного  анализа
 процессов   концентрации   в   Российской   Федерации,  обеспечивая
 повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на
 мировых рынках.                                                   
      Основной задачей  государственной   антимонопольной   политики
 является  создание условий для добросовестной конкуренции на основе
 принципа равенства  хозяйствующих  субъектов,  соблюдения  законных
 интересов  потребителей  и  производителей  с  учетом  современного
 уровня  развития  национальной  экономики  и  норм   международного
 конкурентного права.                                              
      Для решения данной задачи необходимо обеспечить:             
      осуществление эффективного   контроля   и   надзора   в  целях
 предупреждения  и  пресечения  монополистической  деятельности   на
 рынках  товаров  и услуг,  а также недобросовестной конкуренции для
 получения  монопольного  положения  на   рынках,   антиконкурентных
 соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;      
      совершенствование системы контроля экономической  концентрации
 с  одновременным  сокращением видов сделок и действий,  подпадающих
 под указанный контроль,  в том числе с учетом интеграции российской
 экономики в мировую экономическую систему;                        
      разработку экономически   точных   методов    антимонопольного
 регулирования,  обеспечивающих  определение  монопольно  высоких  и
 низких  цен,  доминирующего  положения  хозяйствующих  субъектов  и
 доказательство злоупотребления этим положением с учетом определения
 географических и товарных границ соответствующих рынков;          
      установление исчерпывающего   перечня   процедур,  порядков  и
 правил   рассмотрения   заявлений,   уведомлений   и    ходатайств,
 определения сроков предоставления информации;                     
      совершенствование процедуры  рассмотрения  дел  о   нарушениях
 антимонопольного   законодательства,  направленное  на  обеспечение
 гарантии   законности    и    обоснованности    принятия    решений
 антимонопольным органом;                                          
      прозрачность деятельности антимонопольного органа;           
      использование мер  антимонопольного  регулирования  для защиты
 российских хозяйствующих субъектов от  проявлений  антиконкурентной
 практики  крупных  иностранных  компаний  как на внутреннем,  так и
 международных рынках.                                             
      Особое внимание  необходимо уделить вопросам развития и защиты
 конкуренции,  а также анализу  конкурентной  среды  на  товарных  и
 финансовых рынках.                                                
      В целях повышения ответственности хозяйствующих  субъектов  за
 нарушение   антимонопольного   законодательства  необходимо  внести
 изменения  в  Кодекс  Российской  Федерации   об   административных
 правонарушениях,     направленные     на     увеличение     размера
 административных санкций,  а  также  расширение  перечня  нарушений
 антимонопольного    законодательства,    подлежащих   наказанию   в
 административном порядке.                                         
      Будет продолжена  работа  по сближению систем антимонопольного
 регулирования  и   проведению   гармонизированной   антимонопольной
 политики Российской Федерации с государствами - участниками СНГ,  а
 также в рамках создания единого экономического пространства.      
      Кроме того,   будет   развиваться   взаимодействие  Российской
 Федерации и Европейского союза в области  конкурентной  политики  в
 соответствии   с   задачами   по   созданию   общего   европейского
 экономического пространства с целью обеспечения единообразной среды
 функционирования     хозяйствующих    субъектов    и    недопущения
 дискриминации российских экспортеров  при  проведении  иностранными
 антимонопольными   ведомствами   расследований   дел   о  нарушении
 антимонопольного законодательства.                                
                                                                   
              Сокращение нерыночного сектора экономики             
                                                                   
      В российской   экономике   сохраняется    значительная    доля
 нерыночного  сектора,  в  том числе в бюджетной сфере (образование,
 здравоохранение,  охрана законности и  правопорядка  и  другие),  в
 газовой  промышленности  -  в части поставок на внутренний рынок по
 регулируемым   ценам,   электроэнергетике,    на    железнодорожном
 транспорте,  в  жилищно-коммунальном хозяйстве,  а также частично в
 отрасли связи.  Кроме того,  в указанный сектор входят  предприятия
 других  отраслей,  осуществляющие  деятельность  не  только за счет
 собственных доходов,  но и за счет получаемых дотаций,  субсидий  и
 иных льгот.                                                       
      По   оценкам  экспертов,  в  нерыночном  секторе  занято около
 26,1  млн.   человек,   в   том   числе   в   бюджетной   сфере   -
 20,3 млн. человек (31,2 процента всей численности занятых).       
      Наличие столь   значительного  сектора  экономики,  в  котором
 рыночные отношения в  одних  случаях  объективно  ограничены,  а  в
 других  действуют  в  деформированном  виде,  влечет  за  собой ряд
 негативных последствий, в том числе:                              
      неэффективное распределение ресурсов;                        
      отсутствие  стимулов  для  экономии  материальных и финансовых
 ресурсов, роста производительности труда;                         
      ослабление   мотивации  к  энергосбережению,  внедрение  новых
 технологий, привлечение инвестиций в модернизацию производства.   
      Государство последовательно проводит политику, направленную на
 сокращение  нерыночного  сектора.  Определены  основные направления
 реформирования   субъектов    естественных    монополий,    которые
 предусматривают  создание  системы  государственного  регулирования
 указанных  субъектов   естественных   монополий,   их   эффективное
 функционирование, а также достижение баланса интересов потребителей
 и субъектов естественных монополий.                               
      Модернизация образования   и  здравоохранения,  проводимая  на
 основе перехода к бюджетному финансированию по  результатам,  также
 будет   способствовать   сокращению   доли  нерыночного  сектора  в
 экономике.                                                        
      В ближайшие     годы     необходимо    осуществить    основные
 преобразования в жилищно-коммунальном комплексе,  связанные  с  его
 переводом на рыночные основы функционирования.                    
      Основными  направлениями  реформирования жилищно-коммунального
 хозяйства являются:                                               
      развитие   частной   инициативы  и  конкуренции  в  управлении
 жилищным фондом и его обслуживании;                               
      привлечение бизнеса   к   управлению   и   инвестированию    в
 жилищно-коммунальное  хозяйство   при  преимущественном  сохранении
 муниципальной собственности на коммунальную инфраструктуру;       
      оптимизация бюджетных    расходов    в    жилищно-коммунальном
 хозяйстве,  повышение   адресности   и   эффективности   социальной
 поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;         
      разработка   новых   эффективных   механизмов  государственной
 поддержки модернизации инженерно-коммунальной инфраструктуры.     
      Кроме  того,  в целях дерегулирования отрасли связи необходимо
 принять следующие меры:                                           
      перейти от  прямого  регулирования  тарифов   к   установлению
 контроля  за обоснованностью ценообразования в сфере связи с учетом
 требований законодательства Российской Федерации;                 
      ликвидировать перекрестное субсидирование в отрасли;         
      развивать рыночные   механизмы   и    повысить    прозрачность
 распределения радиочастотного спектра;                            
      совершенствовать механизмы   выделения   ресурсов   нумерации,
 предусмотрев   переход  от  единовременных  платежей  за  получение
 ресурса  нумерации  к  регулярным  платежам  с  дифференциацией   в
 зависимости от степени задействованности ресурса;                 
      повысить  эффективность  и  снизить обременительность процедур
 контроля   и  надзора  в  сфере  связи  в  отношении  хозяйствующих
 субъектов.                                                        
                                                                   
           Реформирование науки и стимулирование инноваций         
                                                                   
      Конкурентоспособность  Российской  Федерации на мировых рынках
 определяется  темпами внедрения новейших научно-технических решений
 и  развития  наукоемких  производств,  эффективностью инновационных
 процессов.  В современном мире масштабное использование инноваций в
 хозяйственной  деятельности становится одним из основных источников
 повышения   конкурентоспособности   и   устойчивого  экономического
 роста.                                                            
      Для обеспечения инновационного развития страны необходимо:   
      наличие конкурентоспособного   сектора   "генерации   знаний",
 включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки;
      эффективное функционирование    национальной     инновационной
 системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии и услуги
 и     включающей     совокупность     хозяйствующих      субъектов,
 институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и
 ресурсы;                                                          
      использование    информационно-коммуникационных    технологий,
 позволяющих  повысить  производительность  труда  и  оптимизировать
 управленческие и производственные процессы.                       
      В научном секторе существуют следующие основные проблемы:    
      недостаточная эффективность     большого     числа     научных
 исследований  и  разработок  вследствие  недостаточной   ориентации
 сектора на потребности экономики и общества;                      
      сохранение барьеров  между  наукой  и  образованием   и,   как
 следствие,      отсутствие      синергетического     эффекта     от
 научно-образовательной деятельности.                              
      Система формирования   приоритетов  бюджетного  финансирования
 недостаточно   эффективна,    поскольку    существует    недооценка
 фундаментальной науки как базового компонента развития национальной
 инновационной системы,  в то же время за счет средств  федерального
 бюджета финансируется большое количество прикладных разработок,  не
 имеющих перспективы спроса на внутреннем и внешнем рынках.  В связи
 с этим для организации научных исследований необходимо сохранение и
 укрепление лидирующих позиций российской науки в  приоритетных  для
 государства  направлениях  исследований при одновременном повышении
 эффективности  использования  бюджетных  средств.  Хотя  результаты
 фундаментальных исследований,  как правило,  общедоступны и активно
 используются  в  других  странах,  возможная   утрата   собственной
 фундаментальной  науки  приведет  к отставанию в подготовке научных
 высококвалифицированных кадров,  потере статуса России как  мировой
 научной державы,  снижению потенциала национальной безопасности.  В
 то же время экономические  возможности  государства  позволяют  нам
 вести    полноценные   исследования   по   отдельным   направлениям
 фундаментальной науки.                                            
      Международная практика,  а  также  российский опыт показывают,
 что  высшее  образование  и  наука,   являясь   специализированными
 областями  деятельности,  теряют  дееспособность  и  становятся все
 менее  самодостаточными   без   взаимной   интеграции   и   тесного
 взаимодействия   с   реальным   сектором   экономики.  Обособленное
 существование научных и образовательных структур снижает  потенциал
 их развития, уменьшает их вклад в социально-экономическое развитие,
 препятствует полноценному вхождению Российской Федерации в  мировое
 научно-образовательное    пространство.    Интеграция   научной   и
 образовательной  деятельности  решает  задачу  повышения   качества
 образования  и  подготовки  научно-технических  кадров,  обладающих
 современными  знаниями  на  уровне  новейших  достижений  науки   и
 технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, а
 также привлечения и закрепления  талантливой  молодежи  в  науке  и
 образовании.                                                      
      Для  решения поставленных задач требуется реализация следующих
 мер:                                                              
      реформирование государственного  сектора   науки   и   системы
 финансирования фундаментальных исследований мирового уровня,  в том
 числе модернизация структуры и механизмов финансирования Российской
 академии  наук  и  других  академий  наук,  имеющих государственный
 статус;                                                           
      повышение   бюджетной   обеспеченности   научных   сотрудников
 государственного  сектора  науки,  осуществляющих фундаментальные и
 поисковые  исследования по приоритетным направлениям развития науки
 и техники;                                                        
      дальнейшая  интеграция  науки  и  образования  путем  создания
 нормативной    правовой    базы,   необходимой   для   формирования
 научно-образовательных структур.                                  
      В области    создания    и    функционирования    национальной
 инновационной системы наблюдаются следующие тенденции.  В 90-е годы
 в  Российской  Федерации  началось  формирование  элементов   новой
 национальной инновационной системы рыночного типа, в которую вошли,
 в   частности,   независимые   исследовательские   центры,    малые
 инновационные  фирмы  (включая  инжиниринговые и консультационные),
 центры трансфера технологий и  фонды,  финансирующие  инновационную
 деятельность.   Однако   не   достаточно   высокие  темпы  создания
 эффективной системы инновационной деятельности  приводят  к  низкой
 восприимчивости   российских   компаний   к   инновациям,  снижению
 конкурентоспособности выпускаемой продукции,  обуславливают  низкую
 рентабельность предприятий.                                       
      Для  развития  эффективной  национальной инновационной системы
 требуется принятие следующих первоочередных мер:                  
      создание условий,  стимулирующих  внедрение  и   использование
 результатов   научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских
 работ, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;    
      развитие рынка    инновационного   капитала   путем   создания
 финансовых институтов,  в том числе венчурных инновационных фондов,
 обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех
 стадиях инновационного цикла;                                     
      развитие рынка услуг в области инновационной деятельности;   
      совершенствование системы образования в инновационной сфере, в
 том   числе   создание   единого  научного  и  учебно-методического
 механизма    подготовки    кадров    для    инновационной    сферы,
 обеспечивающего  непрерывное  повышение квалификации специалистов и
 предпринимателей;                                                 
      совершенствование  системы  управления  в  сфере инновационной
 деятельности;                                                     
      развитие производственно-технологической        инфраструктуры
 инновационной деятельности (особые экономические зоны,  технопарки,
 инновационно-технологические   центры,   бизнес-инкубаторы,  центры
 трансфера технологий и  т. п.);                                   
      стимулирование  экспорта и внутреннего спроса на инновационную
 продукцию российских предприятий.                                 
      В результате    реализации    указанных   мер   удельный   вес
 организаций,  осуществляющих  технологические  инновации,  в  общем
 числе  организаций  достигнет  20  процентов в 2010 году,  при этом
 объем     собственных     затрат     российских     компаний     на
 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы увеличится
 не менее  чем  на  10  процентов  в  год  (в  сопоставимых  ценах).
 Предполагается  рост  удельного  веса инновационной продукции как в
 общем объеме продаж  промышленной  продукции  (в  2010  году  -  15
 процентов),  так и в экспорте промышленной продукции (в 2010 году -
 20 процентов).                                                    
      Как    показывает   мировой   опыт,   широкое   применение   в
 социально-экономической    сфере   и   государственном   управлении
 информационно-коммуникационных  технологий  имеет  важное  значение
 для     повышения     уровня     жизни     граждан,     обеспечения
 конкурентоспособности  экономики,  а  также модернизации институтов
 государственной власти.                                           
      Приоритетами     государственной     политики     в    области
 информационно-коммуникационных технологий являются:               
      в области           образования           -          внедрение
 информационно-коммуникационных   технологий   в    организацию    и
 обеспечение учебного процесса в учреждениях начального,  среднего и
 высшего образования,  подключение  к  сети  Интернет  всех  средних
 учебных заведений и учреждений специального образования для детей с
 недостатками  физического  развития,   распространение   технологий
 дистанционного  обучения  на  основе информационно-коммуникационных
 технологий;                                                       
      в  области  государственного  управления - обеспечение доступа
 граждан  к  информации  о деятельности органов власти (с уточнением
 категорий  информации,  отнесенной  к  закрытой),  развитие  систем
 электронного учета и документооборота;                            
      в  сфере  развития  электронной  коммерции - совершенствование
 законодательства  об  электронной  цифровой подписи, включая отмену
 необоснованных  ограничений, и распространение его действия на иные
 электронные   аналоги  подписи,  внедрение  технологий  электронной
 коммерции  в систему государственных закупок, снятие ограничений на
 разработку   и   применение   гражданами  и  организациями  средств
 криптографии.                                                     
      Требуется   также  создание  общедоступных  центров  повышения
 компьютерной  грамотности населения и центров общественного доступа
 к сети Интернет.                                                  
                                                                   
                 Развитие малого предпринимательства               
                                                                   
      Развитие  малых  и  средних предприятий в Российской Федерации
 позволяет  обеспечить  решение  как экономических, так и социальных
 задач,  в  том  числе способствует формированию конкурентной среды,
 насыщению   рынка   товарами  и  услугами,  обеспечению  занятости,
 увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.          
      Правительством     Российской    Федерации    приняты    меры,
 направленные на:                                                  
      снижение    административных    барьеров   при   осуществлении
 предпринимательской деятельности;                                 
      упрощение    процедуры    регистрации    юридических   лиц   с
 использованием принципа "одного окна";                            
      установление специальных налоговых режимов;                  
      расширение  доступа  субъектов  малого  предпринимательства  к
 кредитным и финансовым ресурсам;                                  
      сокращение объема  и  упорядочение  процедур  государственного
 контроля   и  усиление  защиты  прав  хозяйствующих  субъектов  при
 проведении в отношении них контрольных мероприятий;               
      введение 3-летнего        моратория        на       проведение
 контрольно-надзорных  мероприятий  в  отношении   созданных   малых
 предприятий.                                                      
      Количество малых предприятий увеличилось в 2005  году  до  994
 тысяч,  а количество занятых на них составило около 9 млн. человек,
 или  13,4  процента  от  общей  численности  занятых  в  экономике.
 Отраслевая  структура  малого  предпринимательства  характеризуется
 преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг.         
      Целями развития  малого  предпринимательства являются создание
 условий,  стимулирующих  граждан  к  осуществлению  самостоятельной
 предпринимательской  деятельности,  и  увеличение  вклада продукции
 малых предприятий в валовый внутренний продукт и доходы бюджета.  
      Для   достижения   указанных   целей   действия  Правительства
 Российской  Федерации  в среднесрочной перспективе будут направлены
 на решение следующих задач:                                       
      создание и   развитие    инфраструктуры    поддержки    малого
 предпринимательства  (бизнес-инкубаторов),  в  том  числе  в особых
 экономических зонах;                                              
      поддержка субъектов  малого предпринимательства,  производящих
 товары (работы,  услуги), предназначенные для экспорта, в том числе
 путем    разработки    программ    поддержки   конкурентоспособных,
 экспортно-ориентированных проектов;                               
      развитие системы       кредитования      субъектов      малого
 предпринимательства,  в том числе за счет  предоставления  кредитов
 государственными банками развития;                                
      создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий
 в научно-технической сфере;                                       
      формирование институтов   микрофинансирования    и    развитие
 микропредпринимательства;                                         
      обеспечение доступа к нежилым помещениям.                    
      Для развития       инфраструктуры       поддержки       малого
 предпринимательства предусматривается создание  бизнес-инкубаторов,
 под  которыми  понимаются  организации,  формируемые  для поддержки
 предпринимателей   на   ранней   стадии   их   деятельности   путем
 предоставления  в  аренду  помещений  и  оказания консультационных,
 бухгалтерских и юридических услуг.                                
      Оказание государственной     поддержки     конкурентоспособных
 экспортно-ориентированных    проектов     будет     предусматривать
 субсидирование  части  затрат субъектов малого предпринимательства,
 связанных в том числе с:                                          
      уплатой процентов по кредитам,  привлеченным субъектами малого
 предпринимательства,   производящими   товары   (работы,   услуги),
 предназначенные для экспорта;                                     
      оплатой услуг по выполнению необходимых для  экспорта  товаров
 (работ,  услуг) обязательных требований законодательства Российской
 Федерации или законодательства страны-импортера,  в том числе работ
 по   сертификации,  регистрации  или  другим  формам  подтверждения
 соответствия;                                                     
      арендой выставочных      площадей      для      участия      в
 выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.                    
      В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства
 к финансовым ресурсам  будет  осуществляться  субсидирование  части
 затрат,  связанных  с  уплатой процентов по кредитам,  привлеченным
 кредитными     потребительскими     кооперативами     граждан     и
 потребительскими  обществами  с  целью предоставления займов членам
 кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства.   
      Для развития  инфраструктуры  поддержки  малых  предприятий  в
 научно-технической   сфере   необходима   реализация   мероприятий,
 направленных   на   формирование  системы  фондов  поддержки  малых
 предприятий, предусматривающая в том числе создание закрытых паевых
 инвестиционных    фондов,   финансирующих   малые   предприятия   в
 научно-технической сфере.                                         
      Для формирования организаций микрофинансирования предлагается:
      создать нормативные     правовые      основы      деятельности
 микрофинансовых    организаций,    определить    их    особенности,
 предусматривающие   создание    механизмов    страхования    рисков
 микрофинансовых организаций;                                      
      разработать программы          поддержки           организаций
 микрофинансирования  с  использованием механизмов гарантирования по
 кредитам;                                                         
      содействовать и   участвовать   в   реализации   международных
 программ  поддержки  микрофинансовых  организаций,  в   том   числе
 образовательных программ.                                         
      Для решения  задачи   упрощения   доступа   субъектов   малого
 предпринимательства к нежилым помещениям предлагается:            
      обеспечить  формирование и доступ к сведениям об использовании
 государственного  и  муниципального  недвижимого имущества, включая
 сведения  о  производственных  мощностях,  объектах  незавершенного
 строительства;                                                    
      при   реализации   программы   приватизации   государственного
 имущества  разработать  механизм, который позволит субъектам малого
 предпринимательства  приобрести высвобождаемое имущество (рассрочка
 платежей, малые лоты, система пулов заявок).                      
      Кроме того,  в  целях  расширения  доступа  субъектов   малого
 предпринимательства  к  размещению  заказов  на  поставки  товаров,
 выполнение   работ,   оказание   услуг   для   государственных    и
 муниципальных  нужд  необходимо  определить  особенности  участия в
 указанных поставках субъектов малого предпринимательства.         
                                                                   
                 Реформа технического регулирования                
                                                                   
      Основными  задачами  в  сфере  технического регулирования, как
 одного  из  приоритетных  направлений  обеспечения  безопасности  и
 повышения   кон  курентоспособности  продукции  (работ,  услуг)  на
 внутреннем и внешнем рынках, являются:                            
      реализация  утвержденной  Правительством  Российской Федерации
 программы разработки технических регламентов;                     
      совершенствование системы     обязательного      подтверждения
 соответствия    продукции,    сокращение   масштабов   обязательной
 сертификации и расширения видов и объемов  продукции,  соответствие
 которой   обязательным  требованиям  подтверждается  декларацией  о
 соответствии;                                                     
      создание  национальной системы аккредитации, гармонизированной
 с  международными стандартами в этой области, обеспечение признания
 на  международном уровне отечественных организаций, аккредитованных
 в национальной системе аккредитации;                              
      повышение  эффективности государственного надзора и контроля в
 сфере технического регулирования;                                 
      развитие национальной  системы  стандартизации,  разработка  и
 внедрение национальных стандартов,  в том числе гармонизированных с
 международными     стандартами,     направленных    на    повышение
 конкурентоспособности страны;                                     
      совершенствование государственного   регулирования  в  области
 обеспечения единства измерений,  направленного на  усиление  защиты
 прав и интересов граждан,  общества и государства, на достоверность
 результатов  измерений,  повышение  ответственности   хозяйствующих
 субъектов  за  проведение  метрологического  контроля  применяемого
 измерительного оборудования,  создание  условий  для  признания  на
 международном уровне национальных эталонов и результатов измерений;
      развитие информатизации в сфере технического регулирования;  
      гармонизация законодательства     в    области    технического
 регулирования в рамках межгосударственного сотрудничества  (единого
 экономического пространства, Евразийского экономического сообщества
 и Содружества Независимых Государств).                            
      В   целях   реализации  основных  задач  реформы  технического
 регулирования необходимо обеспечить:                              
      контроль и   координацию   работ  по  разработке,  экспертизе,
 принятию  технических   регламентов,   предусмотренных   программой
 Правительства Российской Федерации;                               
      поэтапное установление   правил   и    методов    исследований
 (испытаний)  и  измерений,  а  также  правил отбора образцов для их
 проведения, необходимых для применения технических регламентов;   
      формирование единой системы учета и анализа случаев причинения
 вреда вследствие нарушения требований  технических  регламентов,  а
 также  информирования приобретателей,  изготовителей и продавцов по
 вопросам соблюдения требований технических регламентов;           
      формирование единой  информационной  системы  по  техническому
 регулированию,   включающей   Федеральный    информационный    фонд
 технических регламентов и стандартов;                             
      совершенствование государственного   контроля   (надзора)   за
 соблюдением    требований    технических   регламентов   с   учетом
 разграничения  контрольно-надзорных  функций  федеральных   органов
 исполнительной  власти  и  органов  исполнительной власти субъектов
 Российской Федерации;                                             
      подготовку  предложений  по  замене  обязательной сертификации
 продукции декларированием ее соответствия;                        
      приведение в соответствие с Федеральным законом "О техническом
 регулировании"  положений  отдельных  нормативных  правовых  актов,
 устанавливающих  обязательные  требования  к  объектам технического
 регулирования и регламентирующих процедуры  сертификации  продукции
 (работ, услуг).                                                   
      Для   решения   задачи   формирования   национальной   системы
 аккредитации  организаций,  осуществляющих  деятельность  в области
 оценки  и  подтверждения  соответствия  продукции  (работ,  услуг),
 необходимо осуществить следующие мероприятия:                     
      установление единой процедуры аккредитации;                  
      гармонизация с    международными    требованиями   действующей
 нормативной правовой базы аккредитации,  осуществление процедур  по
 международному   признанию   результатов   аккредитации  российских
 участников системы подтверждения соответствия.                    
      Формирование национальной    системы    стандартизации   будет
 осуществляться  на  основе  реализации   и   ежегодного   уточнения
 программы разработки национальных стандартов, адаптации действующей
 системы  стандартизации   к   условиям   добровольного   применения
 стандартов,  реформирования  деятельности  технических  комитетов и
 активизации  их  участия  в  межгосударственной   и   международной
 стандартизации.                                                   
      Разработка новых национальных стандартов и внесение  изменений
 в  действующие  стандарты  с  учетом современных достижений науки и
 техники,  а также  необходимости  гармонизации  с  соответствующими
 международными   стандартами   и   повышения  конкурентоспособности
 продукции российских товаропроизводителей.                        
      Необходимо обеспечить   функционирование  федеральной  системы
 каталогизации  продукции  для  федеральных  государственных   нужд,
 являющейся  основой  информационного  обеспечения закупок предметов
 снабжения при конкурсном размещении и реализации оборонного  заказа
 и   экспорте   наукоемкой   продукции.   Данная   система  позволит
 сформировать   оптимальную   номенклатуру   предметов    снабжения,
 сократить  средства  на  создание и эксплуатацию техники,  повысить
 качество,  конкурентоспособность продукции  военного  назначения  и
 мобилизационную готовность промышленности.                        
      В   области   обеспечения   единства   измерений  должны  быть
 осуществлены мероприятия, направленные на:                        
      совершенствование эталонной базы страны;                     
      гармонизацию  нормативной  правовой базы в области обеспечения
 единства  измерений  с  международным  законодательством  в области
 метрологии;                                                       
      развитие рынка поверочных и калибровочных работ;             
      совершенствование системы передачи размеров единиц величин;  
      метрологическое обеспечение работ по оценке соответствия.    
                                                                   
 III. Стратегия внешнеэкономической интеграции Российской Федерации
                                                                   
      Развитие российской    экономики     невозможно     без     ее
 последовательной  интеграции  в систему международных экономических
 отношений.  К настоящему времени в  Российской  Федерации  в  целом
 сформировалась   открытая   рыночная   экономика.  Создана  система
 регулирования     внешней     торговли     товарами.     Российское
 законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей
 в основном соответствует международным нормам и правилам.         
      Сформированы предпосылки    для   постепенного   перехода   от
 двустороннего     к     многостороннему      торгово-экономическому
 взаимодействию.    Активизировалось    участие    в    региональном
 экономическом сотрудничестве.                                     
      Основными  проблемами  в  области внешнеэкономической политики
 являются следующие:                                               
      слабо    диверсифицированная    структура   экспорта   и   его
 зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;                   
      недостаточное  участие  российских  компаний  в  международном
 разделении труда;                                                 
      низкий   уровень   прозрачности   и   высокие   трансакционные
 издержки, прежде всего в области таможенного администрирования.   
      В связи   с   этим   основными   целями   политики  в  области
 внешнеэкономических       отношений       являются        повышение
 конкурентоспособности       российских      компаний,      снижение
 административных  барьеров  при  осуществлении  внешнеэкономической
 деятельности,  создание условий для включения российских компаний в
 международные производственные процессы, активизация инвестиционной
 деятельности  российских  компаний,  участие  в  определении правил
 международной торговли.                                           
      Для  достижения  указанных  целей необходимо решение следующих
 задач:                                                            
      диверсификация  рынков,  отраслей  и  форм участия российского
 бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;   
      создание  условий  для  привлечения  иностранных инвестиций, в
 том числе прямых;                                                 
      использование  механизмов  многостороннего  сотрудничества для
 либерализации   условий  доступа  российских  товаров  и  услуг  на
 внешние рынки.                                                    
      Достижению указанных  целей  будут  способствовать  завершение
 процесса   присоединения   Российской  Федерации  к  многосторонней
 системе регулирования международной  торговли  в  рамках  Всемирной
 торговой  организации,  гармонизация российского законодательства с
 международными нормами и правилами.                               
      Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности
 Российской    Федерации,    но    и    обеспечения     стабильности
 внешнеэкономических  связей  должны  стать диверсификация структуры
 экспорта и участие  российских  компаний  в  системе  международной
 торговли.                                                         
      Российский  экспорт характеризуется не только высоким удельным
 весом  топливно-сырьевых  товаров, но и чрезвычайно низкой степенью
 диверсификации   зарубежных   продаж.   Доля   экспорта  в  валовом
 внутреннем  продукте  страны  составляет  около  33,4 процента, при
 этом  на  5  основных сырьевых товарных позиций приходится более 60
 процентов  экспортных  поставок,  а  доля  машин  и  оборудования в
 экспорте России составляет около 8-9 процентов.                   
      Расширению    возможностей    экспортеров   и   диверсификации
 экспортных рынков будут способствовать:                           
      развитие   механизмов  поддержки  экспорта  на  основе  правил
 многосторонней   системы   регулирования,  что  является  важнейшим
 фактором  снижения риска применения в отношении поставок российских
 субсидируемых   товаров  компенсационных  мер  (этот  фактор  будет
 действовать   независимо   от   членства   во   Всемирной  торговой
 организации);                                                     
      обеспечение   торгово-политической   и  юридической  поддержки
 российских  экспортеров  и инвесторов за рубежом, включая повышение
 эффективности деятельности торговых представительств России;      
      реализация  мер  по выявлению случаев дискриминации российских
 экспортеров  и  инвесторов,  эффективное содействие устранению мер,
 препятствующих  доступу на рынок, контроль за выполнением торговыми
 партнерами    своих    обязательств   по   международным   торговым
 соглашениям.                                                      
      В целях    оказания    государственной    поддержки   экспорта
 отечественной  продукции  необходимо   создать   систему,   которая
 аналогична  сложившейся  в  странах  -  членах  Всемирной  торговой
 организации.                                                      
      В этой    связи    целесообразно    создать    государственный
 специализированный   экспортно-импортный    банк,    законодательно
 определив  его  статус,  функции и полномочия,  и принять решение о
 дальнейшем     развитии     открытого     акционерного     общества
 "Внешэкономбанк" и закрытого акционерного общества "Росэксимбанк".
      Основной задачей данного банка должно  являться  осуществление
 мер  финансовой  поддержки  экспорта  товаров  и  услуг  на  основе
 предоставления    и    рефинансирования    экспортных     кредитов,
 субсидирования    процентных    ставок   по   экспортным   кредитам
 коммерческих банков,  предоставляемым иностранным импортерам  через
 экспортно-импортный   банк.  Следует  обеспечить  повышение  уровня
 капитализации банка.                                              
      В целях   оперативности   принятия   решений   следует  внести
 изменения   в   бюджетное    законодательство,    предусматривающие
 увеличение  предельной  суммы  государственных  гарантий до 50 млн.
 долларов США,  реализуемых в пределах общей  суммы  предоставляемых
 гарантий без включения в перечень программы государственных внешних
 заимствований Российской Федерации.                               
      Необходимо  создать  систему  страхования экспортных кредитов,
 которая  должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров
 от   политических  и  долгосрочных  коммерческих  рисков,  а  также
 содействовать  привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования
 для реализации экспортных контрактов.                             
      Одним   из   основных   направлений  диверсификации  структуры
 экспорта  должно  стать  развитие  экспорта услуг, в первую очередь
 транспортных.  При этом необходимо создавать условия для увеличения
 объемов   транзитных   перевозок   российскими   компаниями   путем
 упрощения   процедур   таможенного   регулирования  и  формирования
 инфраструктуры транзитных перевозок.                              
      Необходимо обеспечить  возможность   реализации   по   единому
 техническому    заданию    проектов   с   иностранными   субъектами
 военно-технического   сотрудничества    по    созданию    продукции
 военно-технического  назначения.  Это  позволит расширить рынок для
 российских компаний по разработке и производству вооружения.      
      Диверсификации российского экспорта будет также способствовать
 увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции,  в  том
 числе    путем   реализации   мер,   направленных   на   устранение
 дискриминационных барьеров,  в частности  в  области  санитарных  и
 фитосанитарных мер, и отмену экспортных ограничений.              
      Целесообразно расширить доступ компаний,  в том  числе  малого
 предпринимательства,   на  международный  рынок  за  счет  развития
 механизмов компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных
 расходов по освоению внешних рынков,  проведению российских ярмарок
 и участия в зарубежных ярмарках.                                  
      Необходимыми условиями успешной интеграции российских компаний
 в систему мирохозяйственных связей являются:                      
      создание благоприятного  инвестиционного  климата в Российской
 Федерации;                                                        
      повышение открытости   российской   экономики,   в  том  числе
 либерализация валютного законодательства;                         
      создание  особых  экономических зон и заключение концессионных
 соглашений;                                                       
      оказание  содействия  российскому  бизнесу  за  рубежом  путем
 обеспечения  недискриминационного  подхода  к  российским компаниям
 при  реализации инвестиционных проектов, в том числе при проведении
 конкурсов и приватизации иностранных компаний;                    
      совершенствование   договорно-правовой   базы  инвестиционного
 сотрудничества.                                                   
      Необходимо продолжить  переговоры  с  зарубежными  странами  о
 заключении   соглашений   о    поощрении    и    взаимной    защите
 капиталовложений,    внесении   при   необходимости   изменений   в
 действующие  соглашения,  а   также   в   соответствующее   типовое
 соглашение.                                                       
      Импортный  тариф  России  в  случае  присоединения к Всемирной
 торговой  организации будет в течение переходного периода стабилен,
 что обеспечит предсказуемость для инвесторов.                     
      Необходимо  также  уделить особое внимание совершенствованию и
 упрощению таможенного администрирования.                          
      В целях обновления основных производственных фондов необходимо
 продолжить работу по снижению и отмене ввозных таможенных пошлин на
 импортное технологическое оборудование.                           
      Кроме того,  следует обеспечить выработку четких и  прозрачных
 процедур по определению технологического оборудования,  не имеющего
 аналогов в Российской Федерации,  а  также  повысить  оперативность
 принятия решений.                                                 
      Одним   из   основных  направлений  является  также  повышение
 эффективности  применения  специальных  защитных, антидемпинговых и
 компенсационных мер.                                              
      Актуальной задачей  в  области совершенствования регулирования
 торговли   является   развитие   механизмов   и   совершенствование
 применения инструментов регулирования торговли услугами.          
      Особое значение следует  придать  развитию  сотрудничества  со
 странами   с  быстрорастущими  экономиками,  содействию  российским
 компаниям  в  доступе  на  рынки  этих  стран  и  сотрудничеству  с
 компаниями  из этих стран на рынках третьих стран,  в том числе при
 реализации  совместных   инвестиционных   проектов   и   совместных
 производств.                                                      
      Среди    направлений,    связанных    с    предпринимательской
 деятельностью в данной области, можно выделить следующие:         
      организация  элементов  инфраструктуры  в  области транспорта,
 телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;              
      совершенствование механизмов делового сотрудничества  в  форме
 ассоциаций  экспортеров  (в особенности с участием субъектов малого
 предпринимательства),  которые  могли  бы   обеспечить   проведение
 консультации,  оказать юридическую помощь,  содействовать участию в
 выставках;                                                        
      развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.  
      Важнейшей предпосылкой использования и  развития  конкурентных
 преимуществ  и имеющихся ресурсов в международной торговле является
 профессиональная подготовка и  переквалификация  кадров  в  области
 торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями
 подготовки  кадров  являются   применение   инструментов   торговой
 политики  и  мер  защиты  внутреннего  рынка,  разрешение  торговых
 споров.                                                           
      Необходимо  совершенствование информационной системы в области
 международной   торговли   и   механизмов   распространения   такой
 информации.                                                       
      Важнейшим направлением  является   координация   действий   по
 формированию   и   развитию   с   участием   России  интеграционных
 объединений  на  постсоветском   пространстве   (СНГ,   Евразийское
 экономическое сообщество, Союзное государство, Единое экономическое
 пространство).  Это  позволит  обеспечить  согласование  усилий  по
 достижению  общей  цели  -  развитие  интеграционных  процессов  на
 пространстве СНГ.                                                 
      В рамках СНГ приоритетными направлениями будут:              
      формирование конкурентной среды;                             
      разработка  и  реализация  наиболее  перспективных  совместных
 программ и проектов;                                              
      повышение эффективности использования топливно-энергетического
 комплекса   в   рамках   формирования   единой   энергетической   и
 энерготранспортной инфраструктуры,  создания общего энергетического
 рынка;                                                            
      использование  национальных  транспортных комплексов на основе
 углубления производственной кооперации;                           
      взаимодействие в    области    предупреждения   и   ликвидации
 чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера,   в
 области экологии и охраны окружающей среды.                       
      Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества
 будет развиваться по следующим направлениям:                      
      проведение согласованной экономической политики;             
      взаимодействие  в  реальном  секторе  экономики, в том числе в
 агропромышленном секторе;                                         
      формирование и   совместное  развитие  энергетического  рынка,
 Транспортного   союза   и   реализация    транзитного    потенциала
 Евразийского экономического сообщества.                           
      В рамках   Союзного   государства   основными    направлениями
 экономического сотрудничества России и Белоруссии должны стать:   
      синхронизация   институциональных   преобразований,  процессов
 модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;
      создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования;
      формирование  единого  валютного, научного, технологического и
 информационного пространства, фондового рынка и рынка труда;      
      объединение транспортных, энергетических систем, систем связи;
      развитие межрегионального сотрудничества.                    
      Важнейшим направлением  будет  развитие Единого экономического
 пространства   с   использованием   принципа    разноуровневой    и
 разноскоростной интеграции.  Основной задачей должно стать создание
 нормативной   правовой   базы,   которая    послужит    фундаментом
 формирования  полномасштабного единого экономического пространства.
 Нормативная  правовая  база  Единого  экономического   пространства
 призвана содействовать:                                           
      развитию  торговли  и  инвестиций,  обеспечивающему устойчивое
 развитие  экономик  государств-участников  на основе общепризнанных
 норм и принципов международного права;                            
      созданию возможностей    для    развития   предпринимательской
 деятельности   путем    установления    гармонизированных    систем
 регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;       
      интеграции и     наращиванию     экономического     потенциала
 государств-участников  в  целях  повышения конкурентоспособности их
 экономик на внешних рынках.                                       
      На  завершающей стадии переговоров по присоединению Российской
 Федерации  к Всемирной торговой организации наиболее важными станут
 следующие меры:                                                   
      завершение приведения    российского    законодательства     в
 соответствие  с  нормами и правилами Всемирной торговой организации
 (в частности,  отдельных вопросов таможенных процедур и  таможенных
 сборов, применения санитарных и фитосанитарных мер);              
      осуществление мониторинга  законотворческой   деятельности   с
 целью избежания принятия новых нормативных правовых актов,  которые
 бы не соответствовали положениям Всемирной торговой организации;  
      продолжение   работы   по  информированию  научных  и  деловых
 кругов,   органов   исполнительной   власти   субъектов  Российской
 Федерации  и общественности о ходе переговорного процесса и системе
 правил Всемирной торговой организации;                            
      обеспечение  согласования  новых  международных обязательств с
 нормами и правилами Всемирной торговой организации;               
      разрешение  торговых  конфликтов,  связанных  с  переходом  от
 двусторонней   базы   регулирования   торговли   к   многосторонней
 нормативной правовой базе.                                        
      Стратегической целью развития отношений Россия  -  Европейский
 союз   является   создание   Общего   экономического  пространства.
 Концепция Общего экономического  пространства,  одобренная  Римским
 саммитом  Россия  -  Европейский  союз  2003  года,  в  перспективе
 предусматривает   создание   интегрированного   рынка   России    и
 Европейского  союза,  в рамках которого будут реализованы 4 степени
 "свободы":  торговли товарами  и  услугами,  движения  капиталов  и
 рабочей силы.                                                     
      Значение европейского  направления   интеграции   определяется
 прежде   всего   ее  системным  воздействием  на  темпы  внутренних
 структурных и  институциональных  реформ,  на  масштабы  и  уровень
 модернизации  отечественной  промышленности.  Сближение  с  Европой
 должно      способствовать      повышению      эффективности      и
 конкурентоспособности   российской  промышленности,  ее  ускоренной
 модернизации.                                                     
      Целями  настоящего  этапа  сотрудничества с Европейским союзом
 являются   гармонизация   нормативной   правовой  базы  и  создание
 благоприятных  условий  функционирования  экономических  операторов
 обеих  сторон  на географическом пространстве России и Европейского
 союза.                                                            
      С учетом     необходимости     формирования      благоприятной
 договорно-правовой   базы   развития   торговли   и  инвестирования
 продолжится работа по развитию взаимоотношений Российской Федерации
 с  международными  экономическими  организациями,  в  том  числе  с
 Организацией экономического сотрудничества и развития,  а также  по
 участию в различных многосторонних соглашениях.                   
      Целям гармонизации  российского  законодательства  на   основе
 международно-признанных  норм,  правил  и  принципов может отвечать
 присоединение Российской Федерации к Конвенции Киото об упрощении и
 гармонизации   таможенных   процедур,  последовательное  выполнение
 пересмотренных  рекомендаций  ФАТФ,  развитие  законодательства   в
 области   технического   регулирования   с   учетом   международных
 стандартов,  а  также  создание  условий  для  взаимного  признания
 процедур оценки и подтверждения соответствия.                     
      В условиях   роста   экономики,   возможностей    экспортеров,
 потребностей  российских  компаний  в кредитных ресурсах и освоении
 новых внешних  рынков  необходимо  обеспечить  усиление  позиций  и
 влияния России на мировых рынках. Одним из шагов в этом направлении
 была  бы  активизация  сотрудничества   России   с   международными
 финансовыми организациями, в которых она уже является участником, -
 Всемирным банком,  Европейским банком реконструкции  и  развития  и
 другими,  а  также  вступление в такие региональные банки развития,
 как Азиатский банк развития и другие.                             
                                                                   
                      IV. Региональные аспекты                     
                  социально-экономического развития                
                                                                   
      Наличие нескольких уровней власти и управления,  ответственных
 перед собственными избирателями за  проводимую  политику  в  рамках
 законодательно     определенных    сфер    компетенции,    является
 преимуществом,  эффективное использование которого позволит создать
 стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории
 страны.                                                           
      Процесс разграничения   полномочий  между  уровнями  публичной
 власти  и  реформа  местного  самоуправления  должны   привести   к
 укреплению   этого   преимущества   путем  четкого  определения  по
 возможности непересекающихся сфер  ответственности  каждого  уровня
 власти, увеличения самостоятельности региональных и местных органов
 власти при принятии решений,  а  также  установления  стабильных  и
 формализованных  правил  взаимоотношений  между  уровнями  власти и
 управления.

 

   Уважаемые родители! Пожелания и предложения направляйте по адресу: aoser@mail.ru  
Изменения и дополнения внесены: мая 09, 2007.

Сайт создан в системе uCoz